Не совсем понял. Витака, вичара, пити — это не ведана, но их наличие или отсутствие определяет отличия между 1й, 2й и 3й джханами.
Это джхановые факторы, но я про веданы, о которых тоже есть и в формулировках, и в дополнительных пояснениях, касательно джхан.
Если бы это мы сами решали, то не было бы никого, кто не вошел бы в джхану и никто бы джханы не терял. Но ум решает, сколько в джхане находиться. У Вас наверняка были опыты, когда медитация "идет" — и радость, и покой есть, а потом — раз и закончилось. И войти в это снова уже не получается, хотя ведь оно такое приятное,
Так если так происходит, то, очевидно, омрачений многовато. Значит рано медитацией заниматься - нужно предварительные этапы освоить. А этого делать никто не хочет. Все хотят сразу - посидел на ретритике и в ниббану.
а ведь это все еще уровни кама-локи, что уж говорить про джханы, которые вообще другой мир, к которому наш ум не приучен и непонятно, как он туда вообще попадал.
Вот мне тоже интересно, неужели кто-то всерьёз думает, что, отсидев на ретрите, он перепрыгнул всю кама-локу и достиг уровня сознания Брахмы
Джханы — это сфера Будд и почему ум "выпадает" из такого казалось бы приятного состояния или вообще теряет его — не понятно.
Джхана достигается тем, кто уже очистил свой ум достаточным образом. И когда это происходит, то особо там ничего уже не выпадает. Такой человек очень близок к ниббане (см. Дхаммападу 372). Канонически, тот, кто достигал джханы, без особых проблем уже дальше её развивал и достигал ниббаны. Не описано таких случаев, что с джханой человек лет там 20 мучился, никак не мог её развить - хотя якобы достигал. Всё потому, что уровень джханы, в первую очередь, это уровень чистоты ума - а это достигается многочисленными предварительными этапами, другими словами, буддийской жизнью - а не разовыми механическими упражнениями на ретритах. Когда ум чист, проблем достичь и развить джхану нет. Опять же опыт самого Будды - сел под дерево ребёнком ещё и достиг её спонтанно, без всяких "ретритов". Всё потому, что был готов. Потом джхану загубил чувственными удовольствиями, но опять же очень быстро её развил вплоть до 8-ой, когда ушёл из дома аскетничать. И всё это легко и быстро потому, что опять же ум не был загрязнён так сильно, как у других людей.
А как Вы узнали, что они не способны? Монахи даже не могут мирянам сказать, что у них есть джхана, что уж там говорить про какие-то демонстрации по времени.
Так говорить и не надо. Ты
покажи. Ведёшь ретрит? Сяд и проседи целый день подряд, не вставая. Отличный пример и образчик для подъёма мотивации ретритствующих, разве не так? Но никто на это не способен (был бы способен, о нём бы раструбили по всему миру тут же, телевидение бы приехало и т.д. и т.п. - как это было с мальчиком-буддой - притом, он особо от всех скрывался, общаться не хотел ни с кем, никакие ретриты не вёл, от людей убегал в леса - всё равно выцепили, сфоткали, засняли, и тыщщи поломников сразу же потянулись - без всякого пиара ))). И всё потому, что человек просто смог долго сидеть в медитации. Только по одной этой банальной причине. Сразу слава на весь мир.