...предварительная работа (т.е. начало самой медитации) сложна для начинающего (медитатора), а потому только один из сотни или тысячи сможет её осуществить. Зарождение нимитты (пред-образа 1-ой джханы) - очень сложно для того, кто (смог) выполнить предварительную работу, только один из сотни или тысячи (сделавших) сможет зародить её. Расширить нимитту, когда она уже возникла, чтобы достичь поглощения (т.е. 1-ой джханы) сложно (для тех, кто зародил нимитту) и только один из сотни или тысячи (зародивших) сможет сделать это. Приручить ум 14 способами после того, как была достигнута 1-ая джхана сложно, и только один из сотни или тысячи сможет сделать это. Преобразование сверхъестественных сил после тренировки ума 14 способами очень сложно и только один из сотни или тысячи сможет сделать это. Быстрый отклик после достижения преобразования очень сложен и только один из сотни или тысячи может сделать это.
Тут надо учесть сразу то, что говорится уже про тех, кто "готов к медитации" - т.е. полностью развил предварительные этапы пути по нравственности, контролю ума, идеализации речи, уменьшению всяких умственных загрязнений и прочая прочая. Что в наши дни, чего греха таить, уже "1 на миллион" среди даже буддистов, не говоря уж о небуддистах. Именно вот такой "готовый" человек приступает к формальной практике медитации, и, если брать по верхней планке, упомянутой в тексте (что логично, с учётом дегресса со временем, см. ниже), получаем, что в первую джхану, согласно Висудхимагге, попадёт 1 (один!) из миллиона подготовленных медитаторов. И то, развить её он не сможет, потому что только один из тысячи таких достигших это сможет сделать. Ну а достичь сверхспособностей (например, видения прошлых жизней в деталях) - на это способен только 1 из миллиона достигших первой джханы.
Конечно, можно посчитать, что текст этот сильно утрирован, и что воспринимать его столь буквально нельзя. Но даже если так смотреть, всё равно, посыл вполне очевиден - всё это дело просто нереально трудное, и, очевидно, даже во времена Буддагоши, т.е. 1500 лет назад, "достигших" медитаторов фактически не было, и он об этом прекрасно знал. И за этот срок, за эти прошедшие до наших дней 1500 лет, ситуация явно стала ещё хуже - потому что дегресс начался, как мы хорошо знаем из текстов, уже даже при жизни исторического Будды. Ананда, его помощник, спрашивает Будду, почему арахантов становится всё меньше и меньше, уже тогда, 2500 лет назад. Он задаёт ему этот волнующий вопрос, и в вопросе мы видим слово "почему" - т.е. для Ананды сокращение численности "достиженцев" было фактом, а не предположением. Понятное дело, что спустя 1000 лет после Будды - ко времени жизни Буддагоши - речь об арахантах уже даже и не заходила (сам Буддагоша хотел переродиться в будущем при Будде Майтрейе) - уже просто непросветлённые джхановые медитаторы были чрезвычайно редки, 1 на миллион (в худшем случае) или на сто тысяч медитаторов (в лучшем случае), как говорит Висуддхимагга.
Всё это настоятельно рекомендую иметь в виду, когда вы будете читать или слушать об очередных "медитативных подвигах" и "достижениях" из каких бы то ни было источников.