Я просто к тому, что даже чисто логически я не могу утверждать, что достигнуть джханы сложно, на основании того, что я не достиг. Может, это мне сложно - а кому-то легко.
Единственный человек, которого это хоть как-то касается лично - это топик стартер, то есть SV.
Как-то все тихой сапой свели тему на то, что нет джханы
у меня лично - а значит якобы только поэтому я говорю, что она труднодостижима. Но, простите, я нигде этот аргумент не излагал ни разу. И вообще (в отличие от неких форумных Героев) считаю, что на темы личных достижений в практике лучше помалкивать, особенно достижений высоких, если таковые есть. Так что откуда вы знаете? Может, у меня, например,
есть джхана? Но, ещё раз - всё это увод темы от сути, потому что речь не про меня, а про "вообще", про в "целом у народа". И в целом у народа, как показывают что канонические свидетельства, что данные по нынешним буддистам и прочим духовным практикующим - всё очень плохонько и никаких джхан и просветлений не наблюдается. И тут, конечно же, сразу появляются Недовольные и Несогласные - потому что они уж точно уверены, что если не через месяц-другой, то через годик, может два, ну пяток или десяточку максимум - уж точно достигнут и джхан и просветления. Пусть все нытики ноют, но мы-то Орлы, мы-то могём! Мы ведь истово практикующие, истово медитирующие - а значит просто вопрос времени, когда это случится. Всё так, вопрос времени - только во временных рамках вы ошибаетесь, уважаемые Орлы. Скорее всего понадобится много жизней, а не месяцев и годиков, чтобы получить такие высокие результаты. Даже вступившему в поток может целых 7 (семь!) жизней понадобиться для этого, для джханы и просветления. Подумайте. Это порядка
500 лет практики. А уж про простой народ и говорить нечего. Но нет - где сотапанна, а где я! - говорит Орёл .) И продолжает свято веровать в джханы и ниббану через несколько лет
Или взять того же Буддагошу, с которого началась тема. Известнейший древний монах, великий знаток Дхаммы, преданный ей настолько, что сделал такую титаническую работу. Едва ли у кого из здесь присутствующих есть такой уровень мотивации и преданности Дхамме, чтобы встать на один уровень с Буддагошей. Но даже он пожелал родиться при следующем Будде, чтобы там, в будущем, под руководством самого будды смочь-таки достичь джхан и просветления. Вот так он свой уровень понимал. Но форумные Орлы и Буддагошу посылают куда подальше. Где никчёмный Буддагоша, а где я - говорят они.
Если мы говорим о том, что буддизм - это религия, то в любой религии есть не только методы, но и цели. Сам по себе метод целью быть не может. Нравственное поведение можно развивать, будучи атеистом. (Если буддизм считать не религией, тогда все складывается). А иначе мне тоже неясно, зачем..... Там, где нет прогресса, есть сначала застой, а потом скатывание вниз/назад. Таким образом, если никакое просветление/освобождение для большей части невозможно, даже и минимальные шаги к нему
Вся проблема в том, что к буддизму не подходят как к религии. Даже вот вы не подходите - это видно по тому, как вы это написали. Под влиянием современной литературы и популяристических лекций на тему, в массовом сознании доминируют две идеи: первая -
"Буддизм - это медитация". Вторая
"Буддизм - это не религия, а это практика, дающая быстрые подтверждения и быстрые результаты здесь и сейчас". Эти идеи настолько вдолблены в сознание, что уже, видимо, практически неискоренимы. Уже сколько раз говорилось на эту тему - но народ как глухой, прям сверхцепляние за эти "сверхидеи". Квинтэссенция этих идей реализована в Курсах Гоенки, которые вроде про религию и просветление, но подаются как "Строго Научный Нерелигиозный Метод с Быстрым Достижением".
Это, знаете, как если бы в Христианстве, например, возникла бы такая же популяристическая идея: "Вы можете познать Бога прямо здесь и сейчас с помощью таких-то [почти научных] методов, пообщаться с ним лично и узнать ответы на все волнующие вас вопросы. Ничему верить не нужно - просто Приди и Убедись сам!" И куча "практикантов" отправилась бы на эти курсы, и они смеялись бы над всеми, кто выражает сомнение в этом постулате.
Ну да ладно. В буддизме да, говорится и о джханах, и о ниббане, и даже - верите нет? - о левитации по воздуху со скрещенными ногами и хождению по воде!! Это тоже результат того же уровня примерно - все эти вещи примерно на одной планке "духовной высоты" (правда, почему-то, курсов по левитации пока что никто не ведёт, и никакие аджаны левитации и хождению по воде не учат - догадайтесь почему!). Надо ж отдавать себе отчёт в том, что всё это по-настоящему высокие результаты с религиозной точки зрения. Это же конец пути. Финал. Это означает, что вы всё сделали, всё прошли, ваш ум почти на 100% чист и развит, и вы (как говорит Будда про того, у кого есть джхана) "стоите на пороге ниббаны". А до этого очень много что нужно сделать и очень много, чего нужно достичь. Об этом обычно не говорят - всё это скучно и неинтересно. В лучшем случае говорят так - да, я это вроде и так практикую, да это вроде и так понятные вещи, да я это уже вроде давным-давно развил (ну а значит конечно же готов к Высшему, к Финалу) Никто не хочет признавать, что ему, скорей-то всего, куда больше, чем сотапанне практиковать нужно. Т.е. куда больше, чем 500 лет практики. Но нет. Кому угодно - но только не ему .) Это лоховским сотапаннам нужны многие жизни. А мы ведь читали в суттах и книжках про "7 дней сатипаттханы и ниббану по окончанию семи дней"! Поэтому все, кто будут нам перечить - это низшие сомневающиеся ничего не достигшие личности. А мы - мы Орлы, мы Герои Дхаммы
А на самом деле неофитизм и идеализм, где-то может даже инфантилизм - вот и всё. Жалко просто, что многие из таких в итоге разочаровываются и уходят из буддизма. Который оказывается всё-таки религией (да-да, с той самой цепочкой множества жизней), а не тем, чем они себе его представляли.