SV писал(а):Вот мне тоже интересно, неужели кто-то всерьёз думает, что, отсидев на ретрите, он перепрыгнул всю кама-локу и достиг уровня сознания Брахмы
А почему Вы не допускаете, что эти люди имеют серьезные наработки из прошлых или этих жизней? Если вошел в джхану, значит предварительные стадии в значительной степени пройдены.
Джхана достигается тем, кто уже очистил свой ум достаточным образом. И когда это происходит, то особо там ничего уже не выпадает.
Вот в джхана самьюте Будда говорит, что есть медитаторы, которые, скажем, неискуссны в поддерживании концентрации. Если бы джхану так легко было бы развить, как Вы говорите то, не пришлось бы о таких людях вообще упоминать.
Не описано таких случаев, что с джханой человек лет там 20 мучился, никак не мог её развить - хотя якобы достигал.
Откуда взялась цифра в 20 лет?
Опять же опыт самого Будды - сел под дерево ребёнком ещё и достиг её спонтанно, без всяких "ретритов". Всё потому, что был готов.
Ну если Вы считаете, что опыт Будды можно экстраполировать на обычных людей, то не понятно, почему Вас тогда так смущает, возможность достижения джханы на ритрите — тоже сел и достиг, а ритрит ему просто помог отстраниться от бытовых забот.
Но никто на это не способен (был бы способен, о нём бы раструбили по всему миру тут же, телевидение бы приехало и т.д. и т.п. -
Я бы десять раз подумал, стоит ли такое демонстрировать — потом же житья не дадут. Большинство из тех, кто добился результатов, как раз стараются по-дальше держаться от публичности. Одно дело — дать наставления тем, кто интересуется, и другое — проводить пиар акции.
Не говоря уж про то, что найдутся те, кто объявит это просто физ-тренировкой или впадением в т.наз. "йоги-сон" (он же "бхаванга", в которую можно верить или не верить, но существование подобного бессознательного состояния признается многими медитативными традициями как неправильного способа медитации. Сидеть в нем можно долго). Да и среди учеников начнутся "соревнования" — кто дольше. Подобные демонстрации как раз и сместят акцент с того, что важно, на чисто визуальную составляющую.