Страница 1 из 5

6 мирянских памятований

Сообщение #1Добавлено: 29.09.2013, 00:26
SV
В суттах часто встречается настоятельный совет Будды практиковать 6 видов памятований:

- памятование о Будде
- о Дхамме
- о Сангхе
- о божествах
- о своей щедрости
- о своей нравственности

Предлагаю обсудить полезность и эффект каждой или той или иной из них.

В современном буддизме практически никто из учителей не учит (и даже часто не упоминает вообще) памятование о божествах. А Будда меж тем считал это важной практикой :lupa: Её описание встречается даже в двух вариациях, а не только единственной однотипной формулой.

Сообщение #2Добавлено: 29.09.2013, 00:30
Dimitry
Да, относительно памятования о божествах, хотелось бы поподробнее. Где можно ознакомиться с материалом?

Сообщение #3Добавлено: 29.09.2013, 07:46
Маркион
АН 11.13 писал(а):(11) Далее, Нандия, тебе следует памятовать о божествах: «Эти божества, которые переродились в теле, состоящем-из-разума, вместе с теми дэвами, которые превзошли тех, что кормятся съестной едой, не видят в себе чего-либо, что ещё нужно было бы осуществить или же [потребности] взрастить то, что уже было осуществлено. Подобно освободившемуся насовсем монаху, который не видит в себе чего-либо, что ещё нужно было бы осуществить или же [потребности] взрастить то, что уже было осуществлено – точно также и с теми божествами, которые переродились в теле, состоящем-из-разума, вместе с теми дэвами, которые превзошли тех, что кормятся съестной едой». Вот как тебе следует утвердить осознанность внутренне, опираясь на божеств.

Сообщение #4Добавлено: 29.09.2013, 08:32
Федор
Так вот я вам скажу - почему это важно - памятование о божествах. Потому что, покуда Путь проходит внутри сансары, а значит, внутри "я", человеку все-равно нужна какая-то опора. Опора в этом самом "я", явная или бессознательная. Вначале, на более грубом уровне - это внешняя опора, в видимом - в близких людях, в любви, понимании, творчестве ит.д. Дальше - опора в более внутреннем, утонченном - божествах. И, в завершении - отказ от всех опор - освобождение от "я". Таким образом - божества - последнее, самое сокровенное, самое тонкое проявление этого самого "я", его глубокая суть. Только через проникновение в эту суть, мы можем отпустить наконец и ее. Таким образом - дорога к освобождению от "я" проходит через это "я" и дверь, через которую возможен выход находится в самой глубине, самой сокровенной сути этого "я".

Самое главное забыл сказать - все эти опоры вехи на пути), конечно, нравственные, не иначе. Вплоть до последней, божественной нравственности.

Погода раполагает к философствованию :upset:

Сообщение #5Добавлено: 29.09.2013, 11:14
Странник
Мне кажется, что для европейца буддийские божества сложно воспринимаемы на языковом уровне, так как слишком сильна традиция называния творца богом. И часто встречался, из-за этого, с неправильным пониманием того, кто это такие. С этой точки зрения европейцам нужно быть осторожными с памятованием божеств. ИМХО

Сообщение #6Добавлено: 29.09.2013, 11:28
SV
Странник писал(а):1

#5 Странник » 7 минут назад
Мне кажется, что для европейца буддийские божества сложно воспринимаемы на языковом уровне, так как слишком сильна традиция называния творца богом. И часто встречался, из-за этого, с неправильным пониманием того, кто это такие. С этой точки зрения европейцам нужно быть осторожными с памятованием божеств. ИМХО

Это да. Но, всё-таки, речь идёт о практикующих буддистах, которые, в целом, в теме и знают кто это такие, и что они (такие существа), есть (по крайней мере в доктрине). Другой вопрос, что никто не учит такой практике, не объясняет её, не популяризирует её. Стесняются что ли или ещё как :shy:

Лично я вижу пользу этой практики в укреплении качества веры в частности и фактора Правильных Воззрений в целом. Ведь в стандартное определение Правильных Воззрений входит убеждение (вера) в то, что "есть спонтанно рождающиеся существа". Речь идёт о божествах, и, видимо, иных существах из нижних миров, т.е. жителях ада, страдающих духи (петы) и т.д.

Сообщение #7Добавлено: 29.09.2013, 11:56
Маркион
Странник писал(а):Мне кажется, что для европейца буддийские божества сложно воспринимаемы на языковом уровне, так как слишком сильна традиция называния творца богом
Тот же европеец ( :cowboy: ) может называть их дэвами или небожителями. :umnik:

Сообщение #8Добавлено: 29.09.2013, 12:54
Федор
Вот выдумали проблему - как называть. Да как ни назови - главное помнить о божествах и стремиться к нравственности, подобной их. Не вижу, кстати, разницы между привычным для нас Богом и Брахмой.

Как тут цитату-то выделить?

Сообщение #9Добавлено: 29.09.2013, 12:56
SV
Как тут цитату-то выделить?

Надо сначала выделить текст, потом нажать появившуюся справа кнопку "цитата" того поста, который, собственно, цитируется. Или - кнопку "Quote" в окне, где набирается само сообщение.

Сообщение #10Добавлено: 29.09.2013, 14:06
Mira
Как ни пытаюсь, пока не получается понять важность памятования о дэвах.
Ну да, молодцы, благодаря своей нравственности существуют в верхних мирах.
Но ведь когда заслуги иссякнут, они снова попадут в мир людей (большинство).
Вот если бы все божества после пребывания в верхних мирах достигали Ниббаны, тогда без проблем.

Ну, наверное, для меня памятование о дэвах будет иметь смысл в контексте "мир не только то, что мы можем увидеть и проверить ".
Дэвы есть, хотя мы их не видим, и закон кармы, и будущие/прошлые жизни, и идхи, и Ниббана.
Как-то так. :smile:

Сообщение #11Добавлено: 29.09.2013, 18:58
Alexandr
Далее, Нандия, тебе следует памятовать о божествах: «Эти божества, которые переродились в теле, состоящем-из-разума, вместе с теми дэвами, которые превзошли тех, что кормятся съестной едой, не видят в себе чего-либо, что ещё нужно было бы осуществить или же [потребности] взрастить то, что уже было осуществлено

Может Будда указывает на то что, потому что божества не видят в себе чего-либо, что ещё нужно было бы осуществить или же [потребности] взрастить то, что уже было осуществлено[/b] то не следует стремиться к намерению переродится данным существом?

Сообщение #12Добавлено: 29.09.2013, 19:29
Федор
Alexandr писал(а):Далее, Нандия, тебе следует памятовать о божествах: «Эти божества, которые переродились в теле, состоящем-из-разума, вместе с теми дэвами, которые превзошли тех, что кормятся съестной едой, не видят в себе чего-либо, что ещё нужно было бы осуществить или же [потребности] взрастить то, что уже было осуществлено

Может Будда указывает на то что, потому что божества не видят в себе чего-либо, что ещё нужно было бы осуществить или же [потребности] взрастить то, что уже было осуществлено[/b] то не следует стремиться к намерению переродится данным существом?

Стремиться надо только к освобождению, да. Однако тем людям, кто не сможет в этой жизни освободиться, Будда желал перерождения в Небесных мирах. И недвусмысленно призывал своих учеников брать пример с божеств в отношении нравственности. Да и не все божества заблуждаются. Иначе бы не было смысла их обучать Дхамме. Но Будда был учителем не только людей, но и богов.

Сообщение #13Добавлено: 29.09.2013, 20:08
Наталья
Мара тоже божество, но вот с нравственностью у него как бы не совсем. Так что вопрос - все ли божества прям таки кристально нравственны и в соответствии с этим достойны памятования?

Сообщение #14Добавлено: 29.09.2013, 22:03
Елена Котельникова
Кстати, тот отрывок, что о божествах, которые не видят что нужно было бы ещё осуществить, скорее наводит на мысль о дэвах Чистых обителей. Т.е. фактически помятование не только о просто божествах, но и о сангхе опять же. Два в одном, так сказать.

Сообщение #15Добавлено: 30.09.2013, 08:41
Mira
У меня такая теория, что люди творчества - это, только что вернувшиеся в мир людей, дэвы. Их безумно тяготит тело, не радуют сибаритские удовольствия, и единственное, что их по настоящему интересует - это возможность создавать образы (память о пребывании в верхних мирах).

Сообщение #16Добавлено: 30.09.2013, 09:29
Alexandr
Извините, что комментирую копируя текст, просто пишу с телефона.

Будда желал
перерождения в Небесных мирах.

Я тоже об этом подумал, но потом вспомнил что человеческое рождение наилучшее.

Сообщение #17Добавлено: 30.09.2013, 10:09
Федор
Alexandr писал(а):Будда желал
перерождения в Небесных мирах.

Я тоже об этом подумал, но потом вспомнил что человеческое рождение наилучшее.

Ну вот видите, как можно все переиначить. Но Дхамма очень тонкая, необходимо ее внимательно изучать, обдумывая каждое слово.

Не наилучшее, нет. Наилучшее рождение - на Небесах. Но человеческое рождение наиболее предпочтительное для освобождения. Богам, пребывающим в счастье, очень трудно даже принять идею освобождения. Человеку, знающему страдание, легче ее принять и у него есть все возможности для реализации Пути.

Сообщение #18Добавлено: 04.10.2013, 22:49
Савелов Александр
Приветствую всех обитателей форума сего! :yes:
В связи с данной темой хотелось бы задать вопрос :
Дэвы сферы отсутствия форм не имеют материальных тел, не имеют материального местопребывания и постоянно находятся в медитации погружённые в себя не контактируют с остальной вселенной! В махаяне эти состояния считается бесполезными(медитация ради самой медитации)их старются избегать!
Как к этому относятся в Тхераваде? Затрагивается ли сфера отсутствия форм в памятовании о божествах.
Заинтересовался практикой 6 мирянских памятований есть ли у этой практики какой нибудь алгоритм выполнения, и где о ней можно почитать подробней!

Сообщение #19Добавлено: 04.10.2013, 22:54
Топпер
Скорее нет, чем да. С этими богами и Будда не контактировал. По краней мере не припомню навскидку диалогов с ними.
Кроме того, для достижения Ниббаны достаточно овладение уровнем четвёртой джханы, о чём Будда часто говорит (в смысле о джанах до четвёртой). А это уровень богов рупа-локи.

Сообщение #20Добавлено: 04.10.2013, 23:04
Савелов Александр
С ними вряд - ли возможен какой - либо контакт!