Похоже, что это больше комментаторское воззрение.Styeba писал(а):
Общепринятым является мнение о достигших только с помощью сатипаттханы, через мудрость (для чего джханы не обязательны) и достигших двумя путями (через джханы и мудрость). Источники мне искать влом, но это известно всему некрещеному миру, а мнение о том, что для просветления необходимы джханы, я впервые встретил только на БФ в исполнении того же SV (там он присутствовал как Zom). Вполне внятно это описано в "Вишуддхимарге", но читал я ее в выдирках в "Многообразии медитативного опыта" Голмена и других книгах. Без разгона могу припомнить также Махаси Саядо, "Медитация Сатипаттхана Випассана" и ту же Маха-сатипаттхана Сутту, где о пути концентрации и не упоминают:
Стал бы Будда упоминать самма самадхи в Восьмеричном Пути, если бы оно было не нужно?
Ведь все остальные семь факторов нужны безусловно. Почему для самадхи исключение?
Возможно современные учители на нём не делают акцент по той причине, что очень сложно его развить?