Limemill писал(а):Dhammananda писал(а):Styeba писал(а):А, ну ладно. Пусть другие повторяют о достигших одним путем и достигших двумя путями, мне влом. Счастливо.
Достигают лишь одним путем
И каков путь ведущий к прекращению , к блаженному , к наивысшему ? -- это тот самый восьмеричный путь
Idaṃ kho pana bhikkhave, dukkhanirodhagāminī paṭipadā ariyasaccaṃ: ayameva ariyo aṭṭhaṅgiko maggo, seyyathīdaṃ: sammādiṭṭhi sammāsaṅkappo sammāvācā sammākammanto sammā ājīvo sammāvāyāmo sammāsati sammāsamādhi.
А освобождение через мудрость?
Саммадиттхи и саммасанкаппо относятся к мудрости. Также Араханты имеют два дополнительных ступени, также относящиеся к мудрости : правильный плод и правильное освобождения.
Освобождение мудростью или через джханы указывает лишь на доминирующий фактор. Это не значит что освобождённый джханами не имеет мудрости, или что освобождённый мудростью не имеет джхан, просто фактором освобождения является лмбо мудрость либо концентрация, или оба вместе.
Но также стоит заметить что в СН Будда говорит что мудрость является освобождающим элементом, а в МН он говорит что джханы являются лишь инструментами, непостоянными и страдательными.
Тогда зачем нужны джханы?
Джханы нужны для того чтобы практик смог окунуться в самую глубину своего бытия и самолично убедиться в том что он не имеет в себе ничего стабильного, никакой атты, что он являетлся таким же заурядным обусловленным феноменом как и всё воокруг, и что если убрать условия для 5 кхандх, то их манифестация прекратиться, это то что мы называем Ниббана, Угосание.
Нету освобождённого или освобождения, есть просто прекращение манифестации 5 кхандх, прекращение дуккхи, прекращение волнения.