Wind писал(а):способность к выбору ... н-да ... оставим-ка на минуту Буддизм в сторонке. И посмотрим с житейской точки зрения:
Выбор, который якобы делает человек, обусловлен теми критериями, какие он привык считать правильным или неправильным. А эти понятия человеку привиты окружением и воспитанием. Сам человек в этом плане ни чего нового не придумывает, если честно.
Такой аргумент в буддийской системе координат, на мой взгляд, уязвим - потому что легко может быть использован в качестве иллюстрации к тому, что путь к нирване, например - понятийный, ложный выбор без выбора. Ведь он почерпнут извне. Панча шила, например, в которой одно - правильно, другое - неправильно, и предлагается выбор.
Wind писал(а):Таким образом, каждый раз делая "выбор", человек поступает фактически по "чужим" шаблонам, которые ему довелось усвоить, и этот процесс копирования чужих установок и обычаев человек называет своим свободным выбором . Нет у нас выбора, есть только его иллюзия., ну а раз нет воления, то нет и носителя.Slav писал(а):поскольку если есть воление должен быть носитель воления
Строго говоря ничего "своего", конечно, нет. Но есть широкая палитра, создающая уникальность конкретного сочетания. А сама по себе осознанность - рычаг, позволяющий "я" выбирать из возможных вариантов. Воззрение о "я" - не воззрение, а априорное знание на глубинном уровне, хоть и примитивное. Потом оно уже обрастает воспитанием, традициями, умопостроениями, становясь воззрением. Расщепление на составляющие этого "я" для понимания его иллюзорности путем анализа - тоже использование воззрения, понятийной системы координат, делящих в уме совокупности по составляющим.