Ритритные медитационные направления - продукт западной культуры

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

#1 Ericsson » 04.01.2018, 13:34

В продолжение темы о поэтапности, обсуждалось в этом топике, и много где ещё.

SV писал(а):Насколько я знаю - никто никогда ни про какие проблемы у него не знал. Я с ним лично много общался в своё время - был адекватным, заинтересованным буддистом. Что и как он практиковал я не знаю - он постригся и, как и свойственно многим западным неофитам, сразу же взялся за крутейшие практики, аскезу, чистейшее соблюдение Винаи, затворничество и так далее. Ну, и как говорит Будда в сутте ниже, "утонул".

Собственно говоря, это явление - тяга к регулярным сидячим медитациям на первых этапах практики, (то есть вообще без прочной основы) и именно что в режиме гонки, в среде западных буддистов, все эти ритритные течения, и то как агрессивно их сторонники отстаивают свои взгляды, и то насколько решительно они отрицают очевидные доводы и ссылки на Канон в пользу каноничной последовательности этапов - всё это наводит на мысль, что в данном случае речь вообще не о Дхамме. По моему это течение (многочисленные течения) "ритритных медитаторов" - это явление в основном западное, а не буддийское. Оно стоит на западных культурных основах. В культуре запада хватает факторов, которые могут толкнуть нормального западного человека в направлении медитации, хватает факторов, которые могут сформировать у такого человека убеждение типа "хочу медитировать!" (никого не буду слушать!!), в этом случае буддизм это получается не основа явления, даже не одна из основ, он как бы "подвернулся под руку" и стал удобной формой реализации другого стремления, обусловленного совсем другими причинами. И в таком случае ссылки на Канон мало что дадут (они мало что дают, как можно видеть), источник проблемы не там, он вообще в другом месте...

Предлагаю здесь попытаться перечислить такие причины. Что формирует этот специфический тип "западный отчаянный медитатор", проанализировать (по возможности) его коллективную психологию.

:smile:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#2 SV » 04.01.2018, 14:06

На западе это дело подхватили, но замутили-то всё-таки в Бирме. Кроме того, ретриты отсиживают и азиаты. Так что дело тут не в западной ментальности - скорее, в неправильной подаче Пути ну и обещании быстрых результатов. На западе, возможно, есть дополнительный спрос из-за быстрого темпа жизни (нет времени на "долгий" буддизм) и лёгкости получить разные вещи и услуги. Буддизм рассматривается с этой же точки зрения, поэтому "на ура" идут опять же обещания быстрых результатов при "продаже правильной (а не такой как у других) методике". К этому плюсуется западный спрос на не-религию - а ретриты подаются как "не требующие веры, а (якобы) показывающие результат прям вот на месте".
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#3 Ericsson » 04.01.2018, 23:13

SV писал(а):На западе это дело подхватили, но замутили-то всё-таки в Бирме.

Насколько я понимаю, бирманские массово-медитационные течения сначала были очень местным явлением, связанным с очень локальными процессами, даже не религиозного плана, а социо-политического. И уже потом это движение стало одним из тех, которые привлекли фарангов и теперь это одна из основ "ритритных течений". Я хочу попытаться не выяснять что там было "на стороне азиатов", а как раз (по возможности) разобрать причины, которые толкают фарангов в сторону этих "медитативных" направлений Тхеравады.

SV писал(а): Кроме того, ретриты отсиживают и азиаты.

Да. Но опять же насколько я понимаю (основываясь на рассказах знающих людей), в традиционных странах доля "ритритчиков" в основной массе местных буддистов - это исчезающе малый процент, в отличии от ситуации в бледнолицей буддийской среде, где "отчаянные медитататоры" претендуют на многое. И возможно, "там" эти "местные кадры" оказываются в таких школах по каким-то своим причинам. Я с этим лично не знаком, и потому ничего сказать не могу. Так что видимо это тема для отдельного разговора.

SV писал(а): Так что дело тут не в западной ментальности - скорее, в неправильной подаче Пути ну и обещании быстрых результатов.

Неправильная подача имхо, не сама собой возникла. Она была (по моему так) ответом на запрос со стороны публики. Тут мне кажется сработал эффект "закона рынка" (спрос/предложение), а потом и эффект "снежного кома",

SV писал(а): На западе, возможно, есть дополнительный спрос из-за быстрого темпа жизни (нет времени на "долгий" буддизм)

Да, я считаю это важный момент, одна из главных причин... Западная культура это культура "сжатого" времени. Спешки и суеты. Главная причина по моему тут в идеях, закрепленных в истории Запада библейским проектом: 1) представление о единственной жизни (глубоко засело, так просто не вытравишь, даже при желании); 2) "эсхатологическое время". "Сжатое" время западной культуры это продукт представлений о том, что мир находится в переходной фазе, между началом исполнения пророчеств (первым приходом галилейского плотника :pop: ) и вторым этапом и окончанием исполнения (ожидается "скоро") тех же пророчеств, то есть вторым пришествием плотника, и судом над миром.

Если в "ритритную" школу идут люди, которые не называют себя буддистами, а просто обычные западные светские медитаторы, то наверное это их дело... Но вот если человек говорит что он буддист, то порой к нему стоит присмотреться (вежливо поспрашивать :suspect: ) в таком ракурсе - а какое у него "психологические время". Как скажем в недавнем примере (просто как пример, думаю история более или менее стандартная). Форумчанин планирует ехать стричься в Сангху, но он также увлечен эсхатологическими идеями, не библейскими, но очень "в том стиле". Модернизированная эсхатология, ожидания глобальных катастроф это по сути (если разобраться) пересказ библейского мотива ( :pop: ), но другими словами.

Мне кажется, внятная буддийская практика возможна только для человека, живущего в более "здоровом" психологическом времени, без этого фона, то есть в дхаммическом времени. А иначе вряд ли стоит надеяться даже на осмысленный диалог. Рассказывать человеку, у которого в голове "вирус эсхатологии" (в любой форме, или как-то иначе у него в голове засел "счетчик сжатого времени") о долгой подготовке в практике Дхаммы, о последовательности этапов, и о том, что сначала надо много лет "возделывать поле sila" - что он воспримет? Боюсь, не многое воспримет, даже при желании.

SV писал(а):и лёгкости получить разные вещи и услуги. Буддизм рассматривается с этой же точки зрения, поэтому "на ура" идут опять же обещания быстрых результатов при "продаже правильной (а не такой как у других) методике". К этому плюсуется западный спрос на не-религию - а ретриты подаются как "не требующие веры, а (якобы) показывающие результат прям вот на месте".

Спрос на не-религию это по моему ещё одна грань. Серьезный момент, думаю многие с этой темой знакомы тут. После 2МВ, (а особенно после краха левых идеологий, а особенно после того как стали понятны пределы либерализма) в духовной истории Запада настала эпоха пост модернизма. Довольно мрачная сумеречная эпоха. Человек этого (нашего) времени с трудом воспринимает целостные идейные системы. Его тянет "на поиграть", такой себе "вирус игры" в головах у людей засел, всё распалось на "фрагменты" - выхватить какой-то элемент из целостной системы и как-нибудь применить, не важно как, всё же вроде "не серьезно". И вот они идут по жизни, от одной "игрушки" к другой, и Дхамма тоже - они порой и рады принять Дхамму полноценно, но что-то толкает дальше, к другим "игрушкам", сама логика "игры" и внутренние правила процесса. Жутковато это выглядит со стороны, но вот так всё складывается. Думаю, если присмотреться, то таких персонажей в нашей среде можно заметить. Быть может, именно их вы SV порой имеете в виду, когда говорите о людях, которые сначала бросаются на медитацию, доказывают что вот это только и правильно, а потом просто теряются ...
...
И думается, что это ещё не все причины, формирующие коллективную психологию "западного отчаянного медитатора". Буду рад если уважаемые друзья поделятся своими мыслями на тему, если кто об этом задумывался. :smile: Особенно было бы приятно прочитать признания кого-то из числа самих "отчаянных медитаторов", что вот для него этот разбор оказался полезен, и он задумался, заглянул в себя и теперь меняет свои подходы к практике с "медитативных" на каноническую последовательность этапов. :smile:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#4 Dz » 05.01.2018, 14:14

Ericsson писал(а):Форумчанин планирует ехать стричься в Сангху, но он также увлечен эсхатологическими идеями, не библейскими, но очень "в том стиле". Модернизированная эсхатология, ожидания глобальных катастроф это по сути (если разобраться) пересказ библейского мотива, но другими словами.
Вы неправы, не вводите, пожалуйста, потенциальных несведущих читателей в заблуждение. Регулярные катастрофы, опустошающие миры разных уровней, описаны в каноне в суттах про сворачивание и разворачивание мира. Наступление периода, когда люди погрязнут в войнах и жестокости - это, по палийским писаниям, лишь вопрос времени. Мне один бханте на мой вопрос "зачем нам, буддистам, стараться получить хорошее перерождение в небесных мирах, если всё равно просветляются в мире людей?" ответил так, что, мол, "в будущем начнётся [трэш и угар], так что лучше переждать его на небесах, чтобы не приумножить неблагую камму[ ,тем более, что на небесах можно продолжать практику]".
Другое дело, что я лично крайне сомневаюсь, что вся эта развесёлая туса начнётся в ближайшие 100 лет.
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

#5 Ericsson » 05.01.2018, 15:24

Dz писал(а):Вы неправы

Всё я правильно говорю :smile: Читая Сутты человек никогда в жизни не заразится "вирусом эсхатологии", все эти предполагаемые катастрофы - они "вынесены" в отдаленное будущее, ПК задает формат нормального естественного времени. В отличии от...

Dz писал(а):Регулярные катастрофы, опустошающие миры разных уровней, описаны в каноне в суттах про сворачивание и разворачивание мира. Наступление периода, когда люди погрязнут в войнах и жестокости - это, по палийским писаниям, лишь вопрос времени.

Да. Согласно ПК - катастрофы это вопрос времени (к тому же времени отдаленного), и речь не идет о всем мире, когда встает вопрос войн и жестокости, совсем по другому, нет глобального масштаба, какие-то страны допустим попали под раздачу, а в других может быть всё спокойно...а согласно всей схеме западного библейского проекта "последние дни" уже наступили глобально - первая фаза исполнения мессианских пророчеств состоялась, и скоро ожидается вторая фаза, то есть вообще даже не вопрос времени, а как раз "катастрофа уже" - "уже для всего мира".

Dz писал(а):Мне один бханте на мой вопрос "зачем нам, буддистам, стараться получить хорошее перерождение в небесных мирах, если всё равно просветляются в мире людей?" ответил так, что, мол, "в будущем начнётся [трэш и угар], так что лучше переждать его на небесах, чтобы не приумножить неблагую камму[ ,тем более, что на небесах можно продолжать практику]".

Не исключено, что и в Сангхе уже могут быть люди, подверженные той же эсхатологической гонке, нахватавшись этого из западной культуры (информационные вирусы не признают границ). Но и тут, как видим, речь о каких-то сроках "потом", после времени жизни этого поколения, а не о "сейчас", стандартный христианский эсхатологический бред это реальное чувство, что вот, "уже началось", и тот же мотив звучит во всех версиях модернизированной эсхатологии.

Dz писал(а):Другое дело, что я лично крайне сомневаюсь, что вся эта развесёлая туса начнётся в ближайшие 100 лет.

Поздравляю :agree: Ваше психологическое время, соответственно, ближе к "здоровому" дхаммическому, но не всем так повезло... :smile:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#6 SV » 05.01.2018, 15:44

Да, я считаю это важный момент, одна из главных причин... Западная культура это культура "сжатого" времени. Спешки и суеты. Главная причина по моему тут в идеях, закрепленных в истории Запада библейским проектом:

Я так не считаю. Даже, напротив, имею противоположную точку зрения: религиозные мотивы, христианские главным образом, конечно же, отпали в современном западном обществе, которое всё больше становится материалистическим или (в "лучшем" случае) агностическим. Быстрый темп вызван современной экономикой и желанием "пожить здесь и сейчас на полную", а не ждать каких-то (недоказуемых) запредельных "раёв", отмучившись на "земле грешной". Именно отсюда и желание "быстро просветляться", "быстро достигать". Всё успеть попробовать и заполучить "по-быстрому", в этой самой жизни. Медитация подаётся как "научная, показывающая быстрые результаты здесь и сейчас" - и поэтому она "устраивает". Если бы массово продвигали идею, что медитировать нужно (скажем) 5 человеческих жизней, чтобы получить некие заявляемые результаты - то медитация не сдалась бы никому и считалась абсолютно пустой тратой времени. Поэтому из буддизма вырываются контекстные фразы про "арахантство всего за 7 дней", а утверждения, что жить святой жизнью нужно много жизней подряд (а по комментариям и вовсе - целые кальпы) - это сразу же отбраковывается как религиозный мусор :smile:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#7 Dz » 05.01.2018, 18:02

Ericsson писал(а):и речь не идет о всем мире
Обо всём человечестве идёт. Мол, станут жить мало и как звери. Лишь малые рассредоточенные группки праведных сохранятся, чтобы пережить это всё и возродить человечество. Не помню сутту сходу.
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

#8 Ericsson » 06.01.2018, 14:12

Dz писал(а):Обо всём человечестве идёт. Мол, станут жить мало и как звери. Лишь малые рассредоточенные группки праведных сохранятся, чтобы пережить это всё и возродить человечество.

:smile: Страх какой...

Dz писал(а):Не помню сутту сходу.

И я не помню. Как бы то ни было, в этой теме я рассуждаю о том, что группы ритритных "отчаянных медитаторов" это течение в фаранжьем буддизме, выросшее на основе западных культурных особенностей и западного менталитета. Нездоровая тяга хвататься за медитацию, (за психотехники, чем покруче) побыстрее (горит! бегом!) и дальше в этом деле накосячить, создать себе проблемы, естественно ничего толком не достичь, но при этом доказывать всем что они такие себе герои, борются что есть силы - это всё не может быть (и не является) продуктом традиционной буддийской культуры, не станет человек, внимательно изучающий Канон в такое ударяться, и в этом упорствовать.

Конечно в Дхамме тоже есть эсхатология, включая представления о конце мира. Но этот мотив (его значимость внутри Учения) даже близко не сравнить с тем, что развито в западной культуре на основе библейского проекта, где навязчиво задается формат "настали последние времена" ( :fear: ), и как следствие время "сжато". Есть и другие чисто западные причины, которые формируют западное "сжатое" психологическое время.

Не пойму в чем вы возражаете мне, Дз. :smile: Вы говорите, что в Дхамме есть эсхатология. Я согласен, есть. Но я утверждаю, что тяга западных буддистов (заметного числа) практиковать Дхамму "в режиме гонки", не признавая идею поэтапности - это следствие чисто западного менталитета, и "сжатого" психологического времени как особенности западного менталитета.
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

#9 Dz » 06.01.2018, 14:36

Ericsson писал(а):Но я утверждаю, что тяга западных буддистов (заметного числа) практиковать Дхамму "в режиме гонки", не признавая идею поэтапности - это следствие чисто западного менталитета, и "сжатого" психологического времени как особенности западного менталитета.
Я просто согласен с SV. Библейская эсхатология не при чём. В ней, если уж на то пошло, нет никакого "сжатого времени", есть время до судного дня и после. А вот в современных воззрениях, которые у большинства обывателей уже укоренены сильнее, - аннигиляционизм. Отсюда все эти "секулярные буддисты" и прочие интересные личности. Поэтапность не то, чтобы не признаётся, просто приоритеты в ней расставлены иначе и есть тяга всё получить в этой жизни, желательно завтра. Читаю сейчас "Действие Каммы" (составлена на основе Абхидхаммы), и по ней вообще получается так, что полная шляпа, а не в этой жизни плоды пожинать...
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#10 Nwad » 06.01.2018, 20:58

Ericsson писал(а):Да, я считаю это важный момент, одна из главных причин... Западная культура это культура "сжатого" времени.
Последние слова Будды именно об аничче... Он так же советовал памятование о смерти, другими словами о непостоянстве. Если "сжатое время" относить к какомунибуть учению то в первую очередь к Дхамме.
Да вы правы что практика должна быть поэтапной, но из личного опыта могу точно сказать что медитация помогает в практике силы, как минимум в плане успокоения своего "Я".
Медитация это практика "умирания", практика мудрости, а что есть мудрость если не наблюдение феноменов со стороны, и особенно феномена "Я-есть". Делая шаг назад, вы отвязываетесь от "Я", и именно это самое отвязывание от "Я" и является базой нравственности...

Да, нужно строить дом с базы, кирпичек за кирпичиком, но будучи абсолютным неофитом у человека нету ни цемента веры, ни достаточно песка знаний, чтобы сформировать прочные кирпичи для постройки базы. Его практика не похожа на постройку дома опытным строителем, она больше схожа на то как играет ребёнок в песочнице, он берёт песок и сыпит его сверху вниз, вы не можете его сыпать "снизу" вы можете его сыпать только "сверху", а на верху именно медитация, и изначальная база сыпистя именно сверху, как песочная пирамида, песок падает и делает базу. Потом эту базу нужно утоптать, а потом уже ставить на ней кирпичи. Другими словами мы все начинаем с медитации, потом понимает что база это нравственность и начинаем с начала, ставя кирпичики на утоптонный песок...

Я не говорю что надо так делать (начинать с медитации), я говорю как это происходит, и если вы мне скажите что вы ниразу не медитировали (ибо по правилам она должна начинатся после нравственности и полностью развитой охраны чувств) - я вам не поверю. Все начинают практику Дхаммы именно с медитации, это не хорошо и не плохо, это просто факт, и мы не сможем запретить людям это далеть, мы можем их вежливо принять и сопровадить на базах Канона.

ЗЫ что касается лично меня, ибо вы взяли меня в пример западного бегущего медитатора, то я медитирую потомучто это состояние покоя мне приятно и заканчиваю тогда когда считаю что дальше сидеть смысла нет. Что касается конца нашей цивилизации, то если вы считаете что расурсы бесконечны и что земля может выдержать растущее количество людей еще как минимум 100 лет, то я немогу с вами согласится...
https://www.youtube.com/watch?v=lhbe53vFJkg
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#11 SV » 07.01.2018, 02:08

Читаю сейчас "Действие Каммы" (составлена на основе Абхидхаммы), и по ней вообще получается так, что полная шляпа, а не в этой жизни плоды пожинать...

:lol: Ну да, там дичь ещё та, конечно. Особенно позабавила идея о предопределённости "ролей учеников" Будды с соответствующими забавными историями. Впрочем, эта книга по большей части поздне-комментаторская, включая, разумеется, и абрхидхармические идеи. Так что там написанное (ну или скажем - кое-что из там написанного) я бы всерьёз не воспринимал. Тем не менее, все эти поздние (относительно времён Будды) придумки оказали влияние на буддизм и в частности на то, как его практиковали в течение этих двух тысячелетий. По мне - это как раз другая крайность сабжевой темы - т.е. фактическое утверждение, что просветление вообще мега-запредельно (и даже вступление в поток), и поэтому всем придётся в обязательном порядке практиковать N кальп с рождением в адах (ну а как без этого-то за такой-то срок? -) и т.д. Против этой идеи, как я понимаю, и выступили родоначальники медитат-ретрит-движения в Бирме, но сразу же бросились в совершенно другую крайность - т.е. в условное утверждение, что арахантство буквально вот, под боком лежит, бери не хочу )). Дост. Суджато, кажется, упоминал, что сейчас дошло до того, что в центрах Махаси Саядо (или в каких-то из таких центров) чуть не каждому прошедшему какой-то там некий ретрит выдают справку о том, что он вступивший в поток :lol: Ну т.е. надо вот показать состоятельность своего утверждения - отсюда все эти заявы. А западникам такое нравится, такой подход.

Другими словами мы все начинаем с медитации, потом понимает что база это нравственность и начинаем с начала, ставя кирпичики на утоптонный песок...

Ну, не все -) Даже у нас на форуме опрос был, и там меньше 20% сказали, что пришли в буддизм через медитацию. Большинство приходит без медитации.

и если вы мне скажите что вы ниразу не медитировали (ибо по правилам она должна начинатся после нравственности и полностью развитой охраны чувств) - я вам не поверю.

Зависит от импринтинга. Если у вас буддизм начался с книг про медитацию или с посещения ретритов - то оно понятно. Но у многих не так. И я вам говорю, много есть буддистов, которые не медитируют и не медитировали.

то если вы считаете что расурсы бесконечны и что земля может выдержать растущее количество людей еще как минимум 100 лет, то я немогу с вами согласится...

Земля ещё много поколений выдержит. И ресурсов вполне достаточно. Уж на вашу жизнь совершенно точно хватит с переизбытком -)
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#12 Ericsson » 07.01.2018, 03:13

Nwad писал(а):Последние слова Будды именно об аничче... Он так же советовал памятование о смерти, другими словами о непостоянстве. Если "сжатое время" относить к какомунибуть учению то в первую очередь к Дхамме.

Нет, это не так, вы ошибаетесь. Время Дхаммы очень естественное, очень размеренное, как и язык Канона, никогда в жизни человек, укорененный в буддийскую традицию Тхеравады, не заразится "синдромом спешки". Не случайно Будда так много говорит о счастье, это нормальный и близкий результат практики, причем говорится о "благополучии и счастье на долгое время" dīgharattaṃ hitāya sukhāya - и возможно это конечно только при условии нормального, "здорового" психологического времени - речь о "долгом времени", а никак не о сжатом.

Рассмотрение всех явлений (и себя) с осознанием характеристики аничча (анатта, дукха) это особый метод тренировки, который должен помогать увести внимание от разных помех, и в случае успеха этот метод ведет к джханам - то есть к состояниям ещё более счастливым, с ещё более размеренным временем. То же самое и маранасати - это метод тренировки, тем более что речь о смерти в рамках учения о множественности жизни. Это слегка другая смерть, не надо путать её со смертью (одной, окончательной) западных представлений, основанных на неверных воззрениях.

Nwad писал(а):Да, нужно строить дом с базы, кирпичек за кирпичиком, но будучи абсолютным неофитом у человека нету ни цемента веры, ни достаточно песка знаний, чтобы сформировать прочные кирпичи для постройки базы. Его практика не похожа на постройку дома опытным строителем, она больше схожа на то как играет ребёнок в песочнице, он берёт песок и сыпит его сверху вниз, вы не можете его сыпать "снизу" вы можете его сыпать только "сверху", а на верху именно медитация, и изначальная база сыпистя именно сверху, как песочная пирамида, песок падает и делает базу.

Спасибо, в вашем описании сильный образ, это запомнится. И звучит жутковато, говоря откровенно.

Nwad писал(а):Я не говорю что надо так делать (начинать с медитации), я говорю как это происходит, и если вы мне скажите что вы ниразу не медитировали (ибо по правилам она должна начинатся после нравственности и полностью развитой охраны чувств) - я вам не поверю.

Жаль, что не поверите. У меня именно так и есть. Всё что я в своей практике пробовал из формальных медитаций - это только сати первого уровня "тело в теле", и то всего несколько раз, ради интереса что это такое. Я уже говорил, думаю мне очень повезло - в самом начале знакомства с Дхаммой я попал на посты бханте Топпера и SV ещё на форуме БФ, где четко и убедительно утверждалось правило поэтапности. Только так я и практикую, на основе этой схемы, и защищаю я её потому что она меня привела к успеху. И о медитациях (как бхаванах) я даже не задумываюсь пока, даже в смелых мечтах.

Nwad писал(а): Все начинают практику Дхаммы именно с медитации,


Как видим, не все :smile:

Nwad писал(а):это не хорошо и не плохо, это просто факт, и мы не сможем запретить людям это далеть, мы можем их вежливо принять и сопровадить на базах Канона.

Да, запретить ничего не получится. Но можно пытаться разъяснять как правильно, ссылаясь на Конон, можно приводить себя как пример успеха поэтапной практики (для этого надо самому это для себя четко определить, применить и увидеть реальные результаты), и ещё можно попытаться разобрать причины, толкающие уважаемых друзей в сторону ритритных школ, :lupa: возможно этот анализ кому-то будет полезен.

Nwad писал(а): Что касается конца нашей цивилизации, то если вы считаете что расурсы бесконечны и что земля может выдержать растущее количество людей еще как минимум 100 лет, то я немогу с вами согласится...

Я ничего не считаю про ресурсы и про цивилизацию, меня эта тема не увлекает и не волнует. Технологическая цивилизация в том виде как мы её знаем - закончится когда-то. Всё заканчивается. Но это не значит, что "всё рухнет", скорее будет изменение образа жизни, быть может, в сторону более простых форм, например в сторону того, что было в Магадхе 2 600 лет назад. :roll:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

#13 Nwad » 07.01.2018, 16:02

SV писал(а):Зависит от импринтинга. Если у вас буддизм начался с книг про медитацию или с посещения ретритов - то оно понятно. Но у многих не так. И я вам говорю, много есть буддистов, которые не медитируют и не медитировали.
В принципе да, мой буддизм начался с "Buddhism for dummies".
Я конечно категорически против медитационных жестких ретриров, но Вам не кажется что НЕ-медитация такая-же крайность как и ТОЛЬКО-медитация ?

SV писал(а):Земля ещё много поколений выдержит. И ресурсов вполне достаточно. Уж на вашу жизнь совершенно точно хватит с переизбытком -)
Я так не думаю если честно...
Жаль что на русском очень мало источников информации об этом, но проблем каллапса как минимум 4:
- Рессурсы (вот график, он конечно так сам по себе ничего не значит, но всё подкрепленно, надо просто поискать)
- Финансовая система (Все эксперты согласны что все условия для глобального кризиса уже собраны, вопрос лишь КОГДА)
- Медицина (Последний новый антибиотик был выработан в середине 2017, с тех пор - ноль. Почему? Потомучто бактерии уже приспособились и ученый незнают что бы ещё придумать... У меня Тётя работает с тубиркулёзниками, чтообы его вылечить нужно чтобы как минимум 4 антибиотиков работали, если работают только 3 - смысла лечить нету... Она конкретно в своей работе уже видит проблемы по этому поводу...)
- Климат (Одной из главных причин Арабской Весны, и тем что творится в Сирии, это тот факт что до восстаний, пару сезонов подряд был неурожай, и как говорится когда в стоиле нету сена - лошади дерутся. Кстати климат реагирует на человеческую активность с задержкой в 30-40 лет, другими словами котострофы которые вы видите сегодня это плод 70-80х годов... Представте что нас ждёт потом? Не говоря уже о том что 50% биомассы на земле просто вымерло, раньше соотношение дикой и домашней биомассы был 95/5, сегодня 95% биомассы это домашний скот... Погибают целые виды. И они больше не вернутся в жизнь... Я молчу про атомные реакторы и что будет если за ними никто небудет следить по тем или инным причинам.)

В двух словах конечно не объяснить, тут нужно этим интересоваться, но моё покаление будет в самом разгаре сил когда жить будет становиться всё сложнее и сложнее, во всяком случае по нынешним стандартам.

А вообще, если интересно, прочитайте "Limit to growth".

Ericsson писал(а):Нет, это не так, вы ошибаетесь. Время Дхаммы очень естественное, очень размеренное, как и язык Канона, никогда в жизни человек, укорененный в буддийскую традицию Тхеравады, не заразится "синдромом спешки". Не случайно Будда так много говорит о счастье, это нормальный и близкий результат практики, причем говорится о "благополучии и счастье на долгое время" dīgharattaṃ hitāya sukhāya - и возможно это конечно только при условии нормального, "здорового" психологического времени - речь о "долгом времени", а никак не о сжатом.
Мне кажется вы смотрите на вещи очень догматично. Тут вопрос не в Буддизме или Хрестианстве, где и как течёт всеря, тут вопрос в том что бесконечный рост не возможен в конечной системе.
И если честно, если бы кто то мне сказал: "Знаете, я чувствую, по таким и таким причинам, хрупкость тех или инных феноменов, которые могут негативно повлиять на мою практику в будущем, и в связи с этим я желаю углубиться в изучение и практику Дхаммы пока есть возможноть" - то я был бы только рад за этого человека. Может быть с вашей точки зрения мотивация (исчезновение условий для практики) может казаться не благой, но сам плод (практика) более чем благой.
Сам же Будда говорил о том насколько ценно человеческое рождение? Нет?

Ericsson писал(а):Рассмотрение всех явлений (и себя) с осознанием характеристики аничча (анатта, дукха) это особый метод тренировки, который должен помогать увести внимание от разных помех, и в случае успеха этот метод ведет к джханам - то есть к состояниям ещё более счастливым, с ещё более размеренным временем. То же самое и маранасати - это метод тренировки, тем более что речь о смерти в рамках учения о множественности жизни. Это слегка другая смерть, не надо путать её со смертью (одной, окончательной) западных представлений, основанных на неверных воззрениях.
Я не говорил о смерти, я говорил об условиях практики. Пока есть условия - нужно практиковать. Когда их не станет, будет уже поздно.

Ericsson писал(а):Спасибо, в вашем описании сильный образ, это запомнится. И звучит жутковато, говоря откровенно.
Что вам показалось жутким в этой картине?

Ericsson писал(а):Жаль, что не поверите. У меня именно так и есть. Всё что я в своей практике пробовал из формальных медитаций - это только сати первого уровня "тело в теле", и то всего несколько раз, ради интереса что это такое. Я уже говорил, думаю мне очень повезло - в самом начале знакомства с Дхаммой я попал на посты бханте Топпера и SV ещё на форуме БФ, где четко и убедительно утверждалось правило поэтапности. Только так я и практикую, на основе этой схемы, и защищаю я её потому что она меня привела к успеху. И о медитациях (как бхаванах) я даже не задумываюсь пока, даже в смелых мечтах.

Да вам повезло что вы сразу встретелись с Бханте Топпером и Сергеем, но везёт не всем, и если человеку пришлось войти в русло идя из далека, не делает из него того кого можно критиковать, я бы даже сказал его стоит хвалить, ибо он приложил больше усилий и имеет больше опыта.

Тем не менее, как я написал выше, мне видится что исключительно НЕ-медитация, такая же крайнисть как и СВЕРХ-медитация.

С одной стороны, тот кто не медитирует строит дом исключительно из камней которые он встречает на своём пути, но он их не точит в медитации, он складывает из них так как есть, и если дом небудет иметь ровную плотную базу песка для выкладки необточенных камней, а будет стоять на чистой земле, то камни будут стоять не так ровно, стены могут просесть под своим весом, намокнуть и заплесневеть от влаги исходящей от земли и так далее.
А с другой стороны, тот кто исключительно медитирует, будет сыпать исключительно песок, он будет пытаться держать его в форме для постройки, но только открыв глаза - всё рассыпается, и со временем его станет столько, что он станет зыбучим, и его просто засосёт и человек утонет.
В то время как всего по немножку, и песок для защиты стен, и обточка камней, и клей для их держания и тд приведут к более чистой и стойкой работе.

Это конечно всё жуткие сказки, выдумки, но это я к тому что каждый блуждает в той части леса где он открыл глаза, если кто то идёт из далека, или идёт задом на перёд, это не далет его лучше и хуже, просто так получилось и на то есть свои причины, упадёт один раз, упадёт другой раз, если ногу не сломает и немного подумает то будет идти ровно, если же нет, то значит ещё нет достаточно условий, и кроме как состраданием тут ничем не поможеш.

Ericsson писал(а):Да, запретить ничего не получится. Но можно пытаться разъяснять как правильно, ссылаясь на Конон, можно приводить себя как пример успеха поэтапной практики (для этого надо самому это для себя четко определить, применить и увидеть реальные результаты), и ещё можно попытаться разобрать причины, толкающие уважаемых друзей в сторону ритритных школ, :lupa: возможно этот анализ кому-то будет полезен.
Кроме как страданий в попытке что то поменять или осудить я не вижу если честно. Это конечно интерестно пообсуждать, про анализировать, это даже может утвердить себя в том что моя личная практика "правильная", но если для этого надо разрушать песочные замки других людей, то что в этом хорошего?
Это я к тому, что каждый встречается с Дхаммой в зависимости от условий, и если там или здесь имеются исключительно жесткие ретритчики и некому объяснить последовательность и важность нравственности и охранения чувств, что без этого медитация небудет стабильной, не будет глубокой, не будет приятной, то что тут поделать, нету условии... Но и с другой стороны, если человек нравственнен, внимателен, но он незнает что такое мудрость лично, он неможет сказать - это мудрость, и делает так или иначе потомучто "надо", а не потому что он (примерно) увидел и различил в своём уме: Вот страдание от ненравственного повидения и не внимания, вот причина этого страдания, вод прекращение этого страдания, а вот путь к прекращению... А это возможно увидеть только благодаря правельной концентрации.

Ericsson писал(а):Я ничего не считаю про ресурсы и про цивилизацию, меня эта тема не увлекает и не волнует. Технологическая цивилизация в том виде как мы её знаем - закончится когда-то. Всё заканчивается. Но это не значит, что "всё рухнет", скорее будет изменение образа жизни, быть может, в сторону более простых форм, например в сторону того, что было в Магадхе 2 600 лет назад. :roll:
Да вы правы, ничего не рухнет (кроме финансов возможно, убо хрупкие), скорее всё будет происходить на протяжении нескольких десятков лет, и к сожалению мы уже вошли в эту стадию разложения... По идеи мы должны будем плавно скатываться на пару сотен лет назад.
Вложения
epuisement-des-ressources.gif
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#14 SV » 07.01.2018, 20:39

но Вам не кажется что НЕ-медитация такая-же крайность как и ТОЛЬКО-медитация ?

Опять же возвращаемся к тому что вы под этим понимаете - под термином самим. Если формальные сидения типа "скрести ноги и сиди дыши" и т.д. - то все эти искусственные упражнения можно опустить целиком и полностью и это никак не скажется на прогрессе в Дхамме - при учёте того, что вы в целом саморефлексируете по жизни. Искусственные посиделки могут помочь чуть лучше понять как это делать - но если вы и так умеете - то вам этого и не нужно. А если не умеете - несколько таких посиделок (пару-тройку раз) помогут понять как надо это делать. Дальше всё будет зависеть от того, умеете вы смотреть в свой ум в течение повседневной бытовой жизни или нет. Если не умеете - тут уже ничего не поможет. А если умеете - то прикладываете усилия для устранения негативных качеств и поддержания позитивных.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#15 Ericsson » 07.01.2018, 22:17

Nwad писал(а):И если честно, если бы кто то мне сказал: "Знаете, я чувствую, по таким и таким причинам, хрупкость тех или инных феноменов, которые могут негативно повлиять на мою практику в будущем, и в связи с этим я желаю углубиться в изучение и практику Дхаммы пока есть возможноть" - то я был бы только рад за этого человека. Может быть с вашей точки зрения мотивация (исчезновение условий для практики) может казаться не благой, но сам плод (практика) более чем благой.
Сам же Будда говорил о том насколько ценно человеческое рождение? Нет?

Не мне судить у кого какая мотивация к практике, если один из факторов это "глобальный страх" - ну что же, значит так сложилось, у человека есть страх в масштабе мира... По моему нормальная благая мотивация, вполне в рамках, осознание и ощущение дуккха в такой немного расширенной форме. Но опять же, по моему вопрос правильности подходов это не снимает. Это по моему "не уважительная причина" для того, чтобы хвататься за практику Дхаммы судорожно, не соблюдая поучения Будды о поэтапности.

Что я могу сказать из своего опыта. Спокойное без суеты чтение Канона, по порядку от Никаи к Никае - это может помочь преодолеть избыточные "глобальные страхи" + панча сила, дана и общение с кальяна митта, само собой. У меня так было, я нормальный продукт западной культуры, и тоже меня цепляли всякие эти вещи, то что нагнетают отовсюду постоянно на тему "скоро всё рухнет", теперь с улыбкой вспоминаю. То есть, моя мысль такая - как раз правильный поэтапный подход - изучение Дхаммы в начале, по тексту Сутт - без ударения в бхаваны - это может и есть решение проблемы.

Nwad писал(а):Что вам показалось жутким в этой картине?

А разве не жутко - глупые дети пытаются строить дом, но у них всё рассыпается, что же они будут делать когда придет ночь? а когда придет холодная зима? :sad:

Nwad писал(а):Да вам повезло что вы сразу встретелись с Бханте Топпером и Сергеем, но везёт не всем, и если человеку пришлось войти в русло идя из далека, не делает из него того кого можно критиковать,

Лично я никого не критикую, просто высказываю мысли по этой (как мне кажется, важной) теме. Нет ничего страшного, если человек придя в Дхамму, продолжает находиться под влиянием своей культуры (западной в нашем случае), так уж камма легла значит.

Nwad писал(а):Тем не менее, как я написал выше, мне видится что исключительно НЕ-медитация, такая же крайнисть как и СВЕРХ-медитация.

Я думаю есть критерий, данный Буддой, который по идее должен помогать балансировать интенсивность, оценивать свой уровень и так далее. Это счастье. Dhammo suciṇṇo sukhamāvahāti (СН 10.12) "коль Дхамму хорошо практиковать - она приносит счастье".

Nwad писал(а):Кроме как страданий в попытке что то поменять или осудить я не вижу если честно. Это конечно интерестно пообсуждать, про анализировать, это даже может утвердить себя в том что моя личная практика "правильная", но если для этого надо разрушать песочные замки других людей, то что в этом хорошего?

Я как раз и не осуждаю никого. Наоборот, это меня регулярно осуждают и обвиняют. И ещё - так устроено, что высказывая что-либо по любой реальной, жизненной теме - мы рискуем разрушить чей-то песочный замок. .. Есть выход, даже два: а) замолчать, совсем, б) говорить только на "легкие", "светские" темы, о котиках, о сериальчиках...

Nwad писал(а):Да вы правы, ничего не рухнет (кроме финансов возможно, убо хрупкие),

:smile:

Nwad писал(а):скорее всё будет происходить на протяжении нескольких десятков лет, и к сожалению мы уже вошли в эту стадию разложения... По идеи мы должны будем плавно скатываться на пару сотен лет назад.

В начало 19 века, хм, .. вроде жили люди тогда, да и не плохо, ...
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

#16 Nwad » 07.01.2018, 23:09

SV писал(а):Опять же возвращаемся к тому что вы под этим понимаете - под термином самим. Если формальные сидения типа "скрести ноги и сиди дыши" и т.д. - то все эти искусственные упражнения можно опустить целиком и полностью и это никак не скажется на прогрессе в Дхамме - при учёте того, что вы в целом саморефлексируете по жизни. Искусственные посиделки могут помочь чуть лучше понять как это делать - но если вы и так умеете - то вам этого и не нужно. А если не умеете - несколько таких посиделок (пару-тройку раз) помогут понять как надо это делать. Дальше всё будет зависеть от того, умеете вы смотреть в свой ум в течение повседневной бытовой жизни или нет. Если не умеете - тут уже ничего не поможет. А если умеете - то прикладываете усилия для устранения негативных качеств и поддержания позитивных.
Да, Вы правы, главная задача "посиделок", ведь до джхан именно этим мы и занимаемся, является удержание внимания в повседненой жизни. И тем самым они и помогают в пути. Я наверное плохой практик, но если я не сижу хотябы раз в день, то моя внимательность теряет острость и взгляд снова покрывается пеленой.
Вредно ли, с Вашей точки зрения, сидеть ходябы раз в день, если это помогает на пути? Мне кажется нет.

Ericsson писал(а):Не мне судить у кого какая мотивация к практике, если один из факторов это "глобальный страх" - ну что же, значит так сложилось, у человека есть страх в масштабе мира... По моему нормальная благая мотивация, вполне в рамках, осознание и ощущение дуккха в такой немного расширенной форме. Но опять же, по моему вопрос правильности подходов это не снимает. Это по моему "не уважительная причина" для того, чтобы хвататься за практику Дхаммы судорожно, не соблюдая поучения Будды о поэтапности.
Всё конечно зависит от людей, но во мне эта идей не рождает страх, ибо мне не страшно умереть, она скорее рождает во мне желание инвестировать оставшееся время с умом.

Ericsson писал(а):Что я могу сказать из своего опыта. Спокойное без суеты чтение Канона, по порядку от Никаи к Никае - это может помочь преодолеть избыточные "глобальные страхи" + панча сила, дана и общение с кальяна митта, само собой. У меня так было, я нормальный продукт западной культуры, и тоже меня цепляли всякие эти вещи, то что нагнетают отовсюду постоянно на тему "скоро всё рухнет", теперь с улыбкой вспоминаю. То есть, моя мысль такая - как раз правильный поэтапный подход - изучение Дхаммы в начале, по тексту Сутт - без ударения в бхаваны - это может и есть решение проблемы.

Если честно то я уже прочитал всю Суттанту, от ДН до АН, и даже расписал 2 полные тетради А4 со своими записями и справками. Конечно за три года всё проветрилось, но Вы очень правы, и я знаю насколько Дхамма вдохновляет, это даже можно отнести к той же медитации. Наверное скоро буду читать заного.

Ericsson писал(а):А разве не жутко - глупые дети пытаются строить дом, но у них всё рассыпается, что же они будут делать когда придет ночь? а когда придет холодная зима? :sad:
Видимо страдать :lol:


Ericsson писал(а):Я думаю есть критерий, данный Буддой, который по идее должен помогать балансировать интенсивность, оценивать свой уровень и так далее. Это счастье. Dhammo suciṇṇo sukhamāvahāti (СН 10.12) "коль Дхамму хорошо практиковать - она приносит счастье".
Да Вы правы.
Именно по этому я считаю что самым светлым моментом в жизни был перод когда я сомо-монашил и учил/практиковал Дхамму. Но когда я приходил с работы, я сразу же содился и сидел в покое, не мог без этого.

Ericsson писал(а):Я как раз и не осуждаю никого. Наоборот, это меня регулярно осуждают и обвиняют. И ещё - так устроено, что высказывая что-либо по любой реальной, жизненной теме - мы рискуем разрушить чей-то песочный замок. .. Есть выход, даже два: а) замолчать, совсем, б) говорить только на "легкие", "светские" темы, о котиках, о сериальчиках...
Да Вы правы... Сколько раз себе говорил что "больше не буду говорить о Дхамме если человек сам не пришел и не спросил". По этому поводу очень хорошие правила есть в монашеском коде, о том при каких условиях и кому можно произносить слова Дхаммы.


Ericsson писал(а):В начало 19 века, хм, .. вроде жили люди тогда, да и не плохо, ...
Да конечно ! Именно поэтому я немного удивлён о том что одна моя фраза об откате привела к таким дебатам и страхам. Единственное что может быть опасным и страшным это сам процесс отката, когда у людей начнется заканчиватся комфорт... А там восстания и войны не за горами.
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#17 uwei » 08.01.2018, 10:56

Dz писал(а):Отсюда все эти "секулярные буддисты" и прочие интересные личности. Поэтапность не то, чтобы не признаётся, просто приоритеты в ней расставлены иначе и есть тяга всё получить в этой жизни, желательно завтра. Читаю сейчас "Действие Каммы" (составлена на основе Абхидхаммы), и по ней вообще получается так, что полная шляпа, а не в этой жизни плоды пожинать...


а вы разве не секулярный буддист в своем роде? с био-зоо-ботаническим образованием реально верите на все 100% в будущие и прошлые жизни?
uwei
Откуда: MSQ
Репутация: 1708
Сообщения: 2343
Зарегистрирован: 13.10.2015
Традиция: Нет

#18 Dz » 08.01.2018, 13:10

SV писал(а):Так что там написанное (ну или скажем - кое-что из там написанного) я бы всерьёз не воспринимал.
Т.е. вы всерьёз считаете себя мудрее составителей Абхидхаммы? :) "Суттавада" - это тоже крайность, потому что отметает сразу и напрочь весь накопленный опыт после Париниббаны Будды.
А книжка нормальная. Дост. Па Аук Саядо по сути пересказывает положения Абхидхаммы с историйками и примерами. Я не знаю, насколько дост. Па Аук преувеличивает сложность достижения плодов, но я из неё себе уже взял очень мотивирующий посыл, что откладывать практику нельзя. Надо уже прямо в эту минуту что-то делать. Пусть даже что-то малое, навроде элементарного слежения за умом. На самом деле, не важно, насколько это сложно. You've gotta do what you've gotta do.
uwei писал(а):с био-зоо-ботаническим образованием реально верите на все 100% в будущие и прошлые жизни?
Да, верю. Именно с био-зоо-ботаническим образованием. Я вижу, что никакие противоречий ни с чем нет (только Аганнья сутта меня до сих пор немного "тревожит"). Не секулярный :)
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

#19 uwei » 08.01.2018, 14:33

Dz писал(а):Да, верю. Именно с био-зоо-ботаническим образованием. Я вижу, что никакие противоречий ни с чем нет (только Аганнья сутта меня до сих пор немного "тревожит"). Не секулярный :)

а как же эволюция? да и карма после смерти как бог - в него верить можно, не недоказуемо
uwei
Откуда: MSQ
Репутация: 1708
Сообщения: 2343
Зарегистрирован: 13.10.2015
Традиция: Нет

#20 SV » 08.01.2018, 14:40

Вредно ли, с Вашей точки зрения, сидеть ходябы раз в день, если это помогает на пути? Мне кажется нет.

Для кого как, смотря сколько. Кому-то в каких-то случаях и во вред может быть. Кому-то в пользу. Кому-то никак.

Т.е. вы всерьёз считаете себя мудрее составителей Абхидхаммы? :) "Суттавада" - это тоже крайность, потому что отметает сразу и напрочь весь накопленный опыт после Париниббаны Будды.

Здесь сразу вопрос: а опыт ли? По мне - абхидхармические идеи - это продукт замороченных/утончённых философских дебатов (в том числе с не-буддистами), а не опыт. Можно хорошо видеть канву в которой происходила (исторически) проработка и эволюционирование всех этих идей. Точно также, как хорошо видна канва появления ваджраяны, например. Тоже не с бухты барахты всё это появилось - а создавалось веками, по чуть-чуть. С абхидхармами (разных школ у которых они были) та же история. И даже можно увидеть попытки легитимизации абхидхармических идей в виде вписывания редких фрагментов в редкие сутты (МН 117 очень показательна в этом плане). Ну и с комментаторскими историями опять же то же самое. Поэтому сутты - единственный надёжный источник. Если хотите понять чему учил Будда - это намного более достоверная информация, нежели что-то иное.

Я не знаю, насколько дост. Па Аук преувеличивает сложность достижения плодов, но я из неё себе уже взял очень мотивирующий посыл, что откладывать практику нельзя. Надо уже прямо в эту минуту что-то делать.

Он не преувеличивает. Так учит традиционная махавихаровская Тхеравада. Дост. Па Аук всё излагает в стопроцентном соответствии с комментариями (в том числе и очень поздними - там, века 12-го) и от себя вообще ничего не добавляет никогда.

Пусть даже что-то малое, навроде элементарного слежения за умом.

Если мотивирует - это хорошо .)
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 13 гостей