"Кризис Вольфа"

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

  • 2

#1 Федор » 16.12.2013, 11:15

Отчего, по какой причине происходят духовные кризисы? Почему, например, человек, достигший достаточно высокого уровня, может "сорваться жестоко, как падший ангел"?
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 7

#2 Топпер » 16.12.2013, 11:36

Веры нет.
Топпер

  • 6

#3 SV » 16.12.2013, 12:15

Это из-за немудрого внимания (айонисо манасикара). Оно направляется неумело, неправильно, немудро как на восприятие обычных вещей, явлений, ситуаций, так и также неумело на восприятие вещей духовных - учений, изучений, философских вопросов и так далее. Когда человек немудро направляет внимание, то тогда "невозникшее сомнение возникает, а возникшее сомнение увеличивается и разрастается" :umnik: :lupa: :cowboy:

За этот элемент отвечает, конечно же, качество мудрости. Если её нет - то человек не будет понимать что значит "мудрое" а что значит "немудрое" внимание. Не зная этого, он не будет умело с ним обращаться. В итоге кризис неизбежен.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#4 Федор » 16.12.2013, 12:24

SV писал(а):Это из-за немудрого внимания (айонисо манасикара). Оно направляется неумело, неправильно, немудро как на восприятие обычных вещей, явлений, ситуаций, так и также неумело на восприятие вещей духовных - учений, изучений, философских вопросов и так далее. Когда человек немудро направляет внимание, то тогда "невозникшее сомнение возникает, а возникшее сомнение увеличивается и разрастается" :umnik: :lupa: :cowboy:

Это для обычного, недалекого человека верно. А для того, кто все, о чем вы говорите, знает? И искушен в мудрости? И вдруг срывается. История знает много таких примеров :smile: Даже когда человек может правильно оценить свое поведение, а все-равно. предположим злость прорывается из каких-то ранее неведомых глубин. И человек не понимает, что происходит с ним, откуда эта злость или похоть или еще какая-то гадость, которой раньше не было.
То есть, кризис - это ведь не только сомнение, но и поведение человека, его состояние. Когда чувствуешь, что продвигаешься на Пути, становишься лучше - значит все в порядке. А если вдруг понимаешь, что ты плохой, неправильно поступаешь, а главное, возникают плохие помыслы - это кризис. Потому что вся твоя причастность к Дхамме - напрасна в этом случае.
Последний раз редактировалось Федор 16.12.2013, 12:33, всего редактировалось 1 раз.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#5 Федор » 16.12.2013, 12:29

Топпер писал(а):Веры нет.

Да, стоит подумать. Вера - очень сильная опора.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#6 SV » 16.12.2013, 12:31

Это для обычного, недалекого человека верно. А для того, кто все, о чем вы говорите, знает?

А почти никто, увы, этого и не знает. Это очень важное объяснение Будды практически никто не объясняет в буддизме, не даёт на эту тему лекций, не пишет на эту тему книг. Чтобы это знать, нужно очень хорошо и внимательно читать Канон. И практиковать, наблюдая это. Тогда узнаешь и поймёшь. А до этого - не будешь знать. Я не знаю ни одного человека, который это понимает, кто бы "сорвался", имея такое понимание (тут говорю конечно же о тех немногих учителях, которые объясняют это; они монахи уже давно и очевидно вполне духовно очень зрелые - никто из них "не сорвался").

ЗЫ: На одной голой вере тоже далеко не уедешь. Её одной для продвинутой практики не хватит.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#7 Федор » 16.12.2013, 12:37

Сергей. я добавил выше кое-что.
Вы ведь не считаете себя святым? И в вас тоже проявляется неблагое. Когда это случается - разве это не кризис? Не напрасно ли в такие моменты ваше знание о мудром внимании?
Последний раз редактировалось Федор 16.12.2013, 12:39, всего редактировалось 1 раз.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 6

#8 Топпер » 16.12.2013, 12:38

Федор писал(а):
Топпер писал(а):Веры нет.

Да, стоит подумать. Вера - очень сильная опора.
Я под верой понимаю ещё и глубинное принятие правильных взглядов. Когда они становятся нутром, а не чем-то внешним. Пока вера и правильные взгляды не пропитали изнутри, буддизм - не более чем хобби.
Топпер

  • 3

#9 SV » 16.12.2013, 12:44

Сергей. я добавил выше кое-что.
Вы ведь не считаете себя святым? И в вас тоже проявляется неблагое. Когда это случается - разве это не кризис? Не напрасно ли в такие моменты ваше знание о мудром внимании?

Я понимаю смысл слова "кризис" в данной теме иначе. Тем более, что тема называется "кризис Вольфа", где речь совершенно понятно о каком кризисе идёт. Там именно кризис сомнений, а не кризис "возникновения плохих качеств" :wink:

Поэтому, когда проявляется неблагое - это (в этом смысле) - вовсе никакой не кризис, а нормальное и естественное положение вещей. Неблагого не проявляется у араханта. А у всех остальных проявляется в обязательном порядке. И да, моё знание о немудром/мудром внимании ОЧЕНЬ СИЛЬНО помогает работать с возникающими неблагими вещами, а также с предотвращением возникновения неблагих вещей.

Например, АН 1.11 (целиком):

[Благословенный сказал]: “Монахи, я не вижу ни одной другой вещи, из-за которой бы возникало невозникшее чувственное желание, а возникшее чувственное желание бы увеличивалось и разрасталось, как (1) образ привлекательного. У того, кто немудро направляет внимание на образ привлекательного, невозникшее чувственное желание возникает, а возникшее чувственное желание увеличивается и разрастается”.

АН 1.15 (целиком):

[Благословенный сказал]: “Монахи, я не вижу ни одной другой вещи, из-за которой бы возникало невозникшее сомнение, а возникшее сомнение бы увеличивалось и разрасталось, как (1) немудрое внимание. У того, кто немудро направляет внимание, невозникшее сомнение возникает, а возникшее сомнение увеличивается и разрастается”.

АН 2.124 (целиком):

[Благословенный сказал]: “Монахи, есть эти два условия для возникновения злобы. Какие два? (1) Образ неприятного и (2) немудрое внимание. Таковы два условия для возникновения злобы”.

АН 2.125 (целиком):

[Благословенный сказал]: “Монахи, есть эти два условия для возникновения неправильных воззрений. Какие два? (1) Высказывание другого [человека] и (2) немудрое внимание. Таковы два условия для возникновения неправильных воззрений”.

:umnik:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#10 Федор » 16.12.2013, 12:49

Топпер писал(а):
Федор писал(а):
Топпер писал(а):Веры нет.

Да, стоит подумать. Вера - очень сильная опора.
Я под верой понимаю ещё и глубинное принятие правильных взглядов. Когда они становятся нутром, а не чем-то внешним. Пока вера и правильные взгляды не пропитали изнутри, буддизм - не более чем хобби.

Я думаю, что не все так просто.
Я не хотел бы сводить тему к личному опыту, но, видимо, без этого не обойтись. Вы даже не представляете, насколько внутренне я принял Дхамму. Да, она стала моим нутром. И так я жил много лет. Для меня было невозможно никакое зло, хоть страдание еще возможно. Люди приходили ко мне за поддержкой, когда им было тяжело. И вдруг... я пожелал человеку зла. Я возненавидел его. Я понимал, что делаю, я понимал, что во мне возникло зло. Но не остановился. Почему это случилось? После стольких лет практики? Все напрасно. Сизифов труд? Как теперь верить самому себе, верить в свои добрые силы?
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#11 Styeba » 16.12.2013, 12:53

Считается, что некоторые очень мощные комплексы загрязнений могут очень долго сидеть "в глупинах поцознания", почти не подавая признаков, поскольку отсутствуют условия для их проявления ("хочешь узнать, каков человек в действительности - дай ему власть"), либо попросту по причине того, что существуют более актуальные привязанности, которые отталкивают их локтями. При практике випассаны, загрязнения, лежащие на поверхности, постепенно устраняются, практикующий приобретает иммунитет, быстро их замечая и не давая раскручиваться. Вот тогда и всплывают глубоко сидящие санкхары, опыта работы с которыми еще нет и соответственно нет навыка замечать и отпускать на ходу, и человек на какое-то время дезориентируется, поддаваясь им. Опытный практикующий, впрочем, довольно быстро понимает, в чем дело, и начинает действовать по отработанной методике, но они могут крепко нарушить планы, например, сорвать ритрит, проявившись в виде физического заболевания.
Последний раз редактировалось Styeba 16.12.2013, 12:54, всего редактировалось 1 раз.
Да пребудет с вами Сила! А также Самадхи и Паньня!
Styeba
Аватара
Репутация: 164
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 16.10.2013
Традиция: Тхеравада

#12 Федор » 16.12.2013, 12:54

SV писал(а):
Сергей. я добавил выше кое-что.
Вы ведь не считаете себя святым? И в вас тоже проявляется неблагое. Когда это случается - разве это не кризис? Не напрасно ли в такие моменты ваше знание о мудром внимании?

Я понимаю смысл слова "кризис" в данной теме иначе. Тем более, что тема называется "кризис Вольфа", где речь совершенно понятно о каком кризисе идёт. Там именно кризис сомнений, а не кризис "возникновения плохих качеств" :wink:

Из срывов и возникают сомнения. Путь нужен для того, чтобы себя победить. Если этого не происходит - возникает сомнение. И даже отчаяние. Теряешь веру.
В остальном вы правы, спасибо.
Последний раз редактировалось Федор 16.12.2013, 13:01, всего редактировалось 1 раз.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#13 Топпер » 16.12.2013, 12:57

Федор писал(а): И вдруг... я пожелал человеку зла. Я возненавидел его. Я понимал, что делаю, я понимал, что во мне возникло зло. Но не остановился. Почему это случилось? После стольких лет практики? Все напрасно. Сизифов труд? Как теперь верить самому себе, верить в свои добрые силы?
Если в этом смысле - это другое. Это уже не кризис Волфа.
Вы же не потеряли веру в Буддизм и даже злясь осознавали, что делаете нехорошее дело? Тогда это нормально: килесы подуспокоились. А сейчас вот вновь растревожились. А уж причины могут быть самые различные.
Топпер

#14 Федор » 16.12.2013, 13:09

Топпер писал(а):
Федор писал(а): И вдруг... я пожелал человеку зла. Я возненавидел его. Я понимал, что делаю, я понимал, что во мне возникло зло. Но не остановился. Почему это случилось? После стольких лет практики? Все напрасно. Сизифов труд? Как теперь верить самому себе, верить в свои добрые силы?
Если в этом смысле - это другое. Это уже не кризис Волфа.
Вы же не потеряли веру в Буддизм и даже злясь осознавали, что делаете нехорошее дело? Тогда это нормально: килесы подуспокоились. А сейчас вот вновь растревожились. А уж причины могут быть самые различные.

Я с самого начала спросил в целом о духовных кризисах, какие бы они ни были, а не конкретно о сомнении в Дхамме или в своих силах или в том и другом, или... Мне кажется, корень один у всех видов духовного кризиса. Может быть. Если бы я точно знал - не спрашивал бы. Вот до этого корня хотелось бы докопаться.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#15 SV » 16.12.2013, 13:10

Из срывов и возникают сомнения. Путь нужен для того, чтобы себя победить. Если этого не происходит - возникает сомнение. И даже отчаяние. Теряешь веру.

Тогда это сомнения другого плана, не философского, как у Вольфа, а скорее больше практического. По факту, если охватила сильная злоба, то это и нужно так и понимать: вот это качество и оно наличествует во мне с такой-то интенсивностью. И да, это значит, что вы не отпрактиковали пока что на таком уровне, чтобы злости почти не было бы, например, пусть даже раньше и казалось иначе. Как факт это нужно принять. Почему раньше злость не проявлялась так сильно - уже второй вопрос. Возможно, была скрыта подходящими и хорошими условиями, не дающими ей проявиться, и казалось, что её вообще нет или она слаба.

По этой причине, кстати, Аджан Джаясаро рассказывал, что после длительных затворничеств уходит "в мир", чтобы чётче понять ситуацию, как оно там с загрязнениями на самом деле.

Я с самого начала спросил в целом о духовных кризисах, какие бы они ни были, а не конкретно о сомнении в Дхамме или в своих силах или в том и другом, или... Мне кажется, корень один у всех видов духовного кризиса. Может быть. Если бы я точно знал - не спрашивал бы. Вот до этого корня хотелось бы докопаться.

Понятное дело что и там и там сомнения. Но одно дело, когда сомнения основополагающие, а другое дело, когда есть просто незнание и желание "уточнить". Это разные вещи всё-таки.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#16 Федор » 16.12.2013, 13:20

Топпер писал(а): даже злясь осознавали, что делаете нехорошее дело? Тогда это нормально

Когда человек осознает, что проявляет ненависть или еще какое-то злое дело делает, и продолжает это делать - то это уже все, кранты, ребята! :upset:
Ой, все. Сделаю паузу. Подумаю - вернусь.
Дело-то не во мне. А в том, что с кризисами делать? Все начинать с нуля? И долго так с горки кататься и снова взбираться наверх? Жесть
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#17 Топпер » 16.12.2013, 13:40

Федор писал(а):
Топпер писал(а): даже злясь осознавали, что делаете нехорошее дело? Тогда это нормально

Когда человек осознает, что проявляет ненависть или еще какое-то злое дело делает, и продолжает это делать - то это уже все, кранты, ребята! :upset:
Это как раз таки нормально. По крайней мере лучше, чем когда он не осознаёт, что делает. Это и есть постепенный путь.
Дело-то не во мне. А в том, что с кризисами делать? Все начинать с нуля? И долго так с горки кататься и снова взбираться наверх? Жесть
Конечно. Здесь же взлёты и падения неизбежны. Главное, чтобы Среднеквадратичная кривая вверх шла. А мгновенные пиковые значения неизбежно скачут.

до уровня Сотапаны всегда возможны падения или откаты. Особенно когда "объект раздражения" не по силам. Когда слишком мощный.
Топпер

  • 2

#18 Limemill » 16.12.2013, 14:35

Федор, вы просто простите себя за это проявление злобы и идите дальше, а то накрутите еще кучу комплексов сверху, потом разгребать придется гораздо больше. В принципе, можно даже порадоваться, что теперь вы можете сделать качественный скачок и начать работать с более глубинными уровнями злобы.
Limemill
Репутация: 295
Сообщения: 303
Зарегистрирован: 05.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 6

#19 Киттисаро-ушёл » 16.12.2013, 15:19

Федор писал(а):Когда человек осознает, что проявляет ненависть или еще какое-то злое дело делает, и продолжает это делать - то это уже все, кранты, ребята! :upset:

Последняя стадия, это когда уже перестаешь желать самому себе добра и пускаешь килесы на самотек. Вот это действительно кранты, тут и вера не поможет. А если есть еще желание бороться, то это просто рабочие моменты со взлетами и падениями, как говорилось выше.
Моя страница в фейсбуке - facebook.com/ivan.kittisaro
Киттисаро-ушёл M
Бхиккху
Репутация: 5023
Сообщения: 1992
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

#20 Федор » 16.12.2013, 19:24

Limemill писал(а):Федор, вы просто простите себя

Вот это мне нравится! Классный совет. Главное - напрягаться не надо, ведь так приятно себя прощать, стоит только начать - не остановишься. Так и будешь прощать до конца жизни. :birds:
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 17 гостей