Страница 1 из 3

Переход от шаматхи к випассане

Сообщение #1Добавлено: 29.06.2018, 07:44
Viachhh
Как технически происходит переход от шаматхи к випассане во время практики осознанного дыхания?

Сообщение #2Добавлено: 29.06.2018, 10:04
Dz
Раз вы задаёте такие вопросы, заниматься саматхой-випассаной вам ещё рано! :wize:
*шлёп дзэн-палкой по макушке*

Сообщение #3Добавлено: 29.06.2018, 22:06
Maksim Furin
В анапанасати сутте это описывается. Практик начинает рассматривать характеристику непостоянства, например.

Сообщение #4Добавлено: 30.06.2018, 17:34
Крышков
Maksim Furin писал(а):В анапанасати сутте это описывается. Практик начинает рассматривать характеристику непостоянства, например.

А почему не в сатипаттхана сутте? Или сатипаттхана - это одно а шаматха-випашьяна - это другое?

Сообщение #5Добавлено: 01.07.2018, 20:22
Viachhh
Maksim Furin писал(а):Практик начинает рассматривать характеристику непостоянства, например.
Продолжает ли практик при этом осознавать дыхание?

Сообщение #6Добавлено: 01.07.2018, 22:03
Maksim Furin
Крышков писал(а):А почему не в сатипаттхана сутте? Или сатипаттхана - это одно а шаматха-випашьяна - это другое?
В сатипаттхана сутте тоже говориться про наблюдение прекращения и возникновения, но в анапанасати сутте явно видно ступени практики от успокоения до наблюдения непостоянства, именно из-за большей наглядности упомянул ее в первую очередь. Сатипаттхана - это самасати. Самадхи и випассана как отдельные медитативные практики в каноне не обрисовываются, это разделение более позднее изобретение, на сколько я понимаю.
Viachhh писал(а):Продолжает ли практик при этом осознавать дыхание?
Собственного опыта не имею, что бы утверждать с уверенностью, но из текста сутты видно что да, продолжает осозновать, просто внимание уделяется как бы конкретному аспекту дыхания - характеристики непостоянства в этом процессе. Советую почитать дост. Аналайо "прямой путь к реализации" там очень хорошо рассматривается анапанасати.

Сообщение #7Добавлено: 02.07.2018, 08:31
Крышков
А по-моему разница-то есть. Когда человек смотрит кино он тоже наблюдает не постоянство. В том смысле что постоянно на экране что-то меняется, картинка-то движется а не застывшая как на фотографии. Так, что же тогда, просмотр кино это медитация?

Сообщение #8Добавлено: 02.07.2018, 08:43
Sure
Входишь в первую джхану потом во вторую потом в третью и потом в четвертую
в четвертой джхане ум готов к випассане как никогда раньше рассматриваешь в этом состоянии
непостоянство ,страдание причину страдания и т.д
:umnik: :shy: :yes:

Сообщение #9Добавлено: 05.07.2018, 18:53
QuantUm
Viachhh писал(а):Как технически происходит переход от шаматхи к випассане во время практики осознанного дыхания?

Переход происходит не вовремя практики осознанного дыхания, а после. Точнее после достижения джханы - это результат анапанасати. После этого ум обладает огромной собранностью и силой для того, что бы максимально ясно увидеть объекты сатипатханы и достигнуть полного прозрения в четыре истины..

Сообщение #10Добавлено: 06.07.2018, 09:46
MB
Viachhh писал(а):Как технически происходит переход от шаматхи к випассане во время практики осознанного дыхания?

В моем понимании, переход от саматхи к випассане осуществляется за счет того, что мы перестаем сознательно удерживать внимание только на дыхании и начинаем наблюдать другие аспекты тела-ума и познавать их характеристики, при этом периодически возвращаясь к дыханию как к наиболее грубой сатипаттхане, в случае необходимости восстановить нужный уровень правильного сосредоточения или произвольно.
Причем, может быть и так что необходимость частого отвлечения от самого дыхания не возникает. Это нормально. В данном случае переход к випассане ознаменуется рассмотрением особенностей дыхания в свете трех характеристик.

Сообщение #11Добавлено: 06.07.2018, 17:55
Viachhh
MB писал(а):Причем, может быть и так что необходимость частого отвлечения от самого дыхания не возникает.
Что это за "необходимость" такая? Можно по-подробней?

Сообщение #12Добавлено: 06.07.2018, 19:00
Bee
MB писал(а):В моем понимании, переход от саматхи к випассане осуществляется за счет того, что.........
Здесь можно допустить последовательность аналогичную с очками. Прежде чем посмотреть на что либо, сначала протирают очки (удаляют различные загрязнания с поверхности стекол), назовем это приведение ума в состояние шаматхи (абсолютной безупречной ясности сознания). А потом рассматривают, то что желают рассмотреть. То есть видеть, наблюдать, воспринимать наблюдаемое как есть. Випассана. В прротивном случае с грязнвми стеклами ( с не чистым, с не ясным умом) такое можно увидеть :facepalm: что мама-не-горюй. :doctor:

Сообщение #13Добавлено: 12.07.2018, 17:59
MB

Сообщение #14Добавлено: 16.07.2018, 16:50
Крышков
я тут позволю себе не согласиться и заподозрить во лжи, буддизм. в нём сказано что к состоянию будды ведёт какое-то там созерцание не постоянства. но дело в том, что и всё что принято называть словами не я, то есть другие люди, например, это тоже не постоянно. но сколько ни созерцай других людей, буддой не станешь никогда, от этого.буддой можно стать только созерцая самого себя. но в буддизме об этом не сказано. употребляется калеченный термин созерцание не постоянства. отсюда вывод - Будда похож на слабоумного калеку, пытающегося уйти от правды.

Сообщение #15Добавлено: 22.07.2018, 11:23
Bee
Dz писал(а):Раз вы задаёте такие вопросы, заниматься саматхой-випассаной вам ещё рано! :wize:
*шлёп дзэн-палкой по макушке*
Раз он задаёт такие вопросы значит в нем есты интерес. Этот интерес, то есть взгляд ума на неисследованный объект (субъект, феномен) и называется випассана. Но одно дело випассана с умом омраченным самсарой, а другое дело випассана с умом находящимся в состоянии шаматха. Результат будет соответствующий.
Что вот здесь и наблюдается /viewtopic.php?p=117140#p117140

В первом случае видение будет таковым каким его представит "его величество" ум, а во втором случае будет видение как есть.

Сообщение #16Добавлено: 22.07.2018, 11:31
Bee
Viachhh писал(а):Как технически происходит переход от шаматхи к випассане во время практики осознанного дыхания?
А почему вы не просите научить вас осознанному дыханию, шаматхе, и далее випассане?

Сообщение #17Добавлено: 22.07.2018, 12:24
Viachhh
Странный вопрос. Разве мой пост не об этом(уже)?

Сообщение #18Добавлено: 22.07.2018, 13:34
Bee
Viachhh писал(а):Странный вопрос. Разве мой пост не об этом(уже)?
Не странный, а закономерный. Ничего нет проще чем научиться этому, и познать Истину випассаны.

Сообщение #19Добавлено: 01.08.2018, 07:52
MB
Viachhh писал(а):Как технически происходит переход от шаматхи к випассане во время практики осознанного дыхания?
Если совсем просто ответить-то технически переход от саматхи к випассане начинается тогда, когда у вас появляется сампаджання-способность не просто смотреть на объект, но видеть в нем три характеристики бытия, то есть наблюдать с мудростью.

Сообщение #20Добавлено: 01.08.2018, 07:55
MB
Крышков писал(а):я тут позволю себе не согласиться и заподозрить во лжи, буддизм. в нём сказано что к состоянию будды ведёт какое-то там созерцание не постоянства. но дело в том, что и всё что принято называть словами не я, то есть другие люди, например, это тоже не постоянно. но сколько ни созерцай других людей, буддой не станешь никогда, от этого.буддой можно стать только созерцая самого себя. но в буддизме об этом не сказано. употребляется калеченный термин созерцание не постоянства. отсюда вывод - Будда похож на слабоумного калеку, пытающегося уйти от правды.
Вам бы грамматику освоить сначала хоть до уровня 3-го класса, прежде чем критиковать вслух).