Страница 1 из 1

Важные вопросы по випассане!

Сообщение #1Добавлено: 24.12.2018, 22:18
geleznyi
Добрый вечер практикующие! Назрел такой вопрос - правда ли что практика випассаны и сам термин новодел и придуманы они в Бирме? И еще - в чем разница и сходства випассаны с дзен-буддизмом?

Сообщение #2Добавлено: 24.12.2018, 23:08
masterjack
Разница в написании, не?
А в чем разница между транспортиром и биологией?

Возможно вам полойдет эта статья:
http://theravada.ru/Teaching/Works/istoriya-vipassani-sv.htm

Сообщение #3Добавлено: 25.12.2018, 02:14
Maksim Furin
Здравствуйте!
То что сейчас понимают под практикой випассаны, это по сути практика сатипаттханы. То есть эта основа - канонична, другое дело что есть разные ее вариации в зависимости от преподающих ее учителей медитации, как с примером можно ознакомиться с трудом "сатипаттхана-випассана" Махаси Саядо, или с работами Гоенки. Так же советую книги Бхиккху Аналайо для уж совсем серьёзного углубления понимания этой тренировки внимательности.

Сам же термин "випассана", начал обозначать именно некую медитативную практику сравнительно недавно, видимо с волной популяризации так сказать подхода "практики сухого прозрения" игнорирующего достижения джхан. В Палийском Каноне же, данный термин применяется к результату развития Благородного Восьмеричной Пути в целом. Он обозначает "видение вещей как они есть", что является глубоким прозрением в тему непостоянства, безличности и неудовлетворительность всего возникающего, которое в свою очередь ведёт к глубокому разочарованию во всех состовляющих опыт феноменах, к прекращению упаданы(цепляния) и тройственной жажды и как следствия освобождения от дуккхи.

То есть сам термин применялся Буддой для обозначения видения как есть возникающего в результате развития пути, а позже его начали применять к практике прозрения без джхан на основе сатипаттханы.

Дзен Буддизм это целая школа. Может вы имели в виду практику дадзен? Как по мне это та же практика сатипаттханы, зачастую это осознанность направленная к уму, которая ведёт к успокоению, собранности ума(самадхи) и прозрению, скорее всего опять же в одну из трёх характеристик. Но этот вопрос лучше уточнять у практикующих дадзен. На вскидку могу посоветовать прочесть "практику дзен" Секида Кацуки и понять в чем различие с практикой описанной Махаси Саядо самому.

Всех Благ!