Неправильный и правильный подход к развитию веры
Добавлено: 30.12.2013, 16:31
Занимаясь переводом очередной сутты, мне вдруг пришла в голову такая мысль, что есть правильный и неправильный подход к развитию буддийской веры. Неправильный подход в принципе неспособен развить её просто в силу самого такого подхода.
И вот в чём состоит неправильный подход. Человек пытается взвалить на себя сразу весь багаж буддийской доктрины и какими-нибудь способами всячески "осилить его", "вдавить его в свой ум". Например, при этом он начинает как-то для себя оправдывать весь этот багаж, и чтобы его оправдать, он ищет его оправдания не внутри Дхаммы, а вне её. В других учениях, в других философиях, в других доктринах, в науке, в психологии, в других людях, в отрицании чужих идей и так далее и тому подобное. В результате со временем он приходит к пониманию, что сами по себе буддийские идеи - это просто идеи, а всяких идей в мире полно. Итог плачевный - никакой веры у него в итоге не получается и он уходит из буддизма. Такой человек не проникает в Дхамму, а пытается оправдать лишь очередной выбранный для себя багаж идей.
А вот в чём состоит правильный подход, который, кстати, очень часто прослеживается в суттах, в том числе и в самой известной сутте на эту тему - Калама сутте. Изначально человек не взваливает на себя багаж буддийских идей и доктрин, но исходит из одного-единственного принципа, который таков: "Как сделать себя лучше?". Разумеется, каждый на этот ответ может по-разному ответить, но мудрый человек ответит так: "Как уменьшить или полностью убрать в себе негативные качества, и как сделать так, чтобы позитивные, благотворные, хорошие качества увеличились бы или развились до совершенства?" Таким образом, изначально в буддизме этого человека не интересует никакой доктринальный багаж. Его интересует практическая составляющая, стратегия, которая, будучи возведённой в рамки абсолютной, сможет сделать из него чистейшего и совершеннейшего человека. Так как Будда предлагает колоссальное количество наставлений и объяснений на эту тему, то получается, что человек обнаруживает ценнейший кладезь информации на эту тему, а также и целое непаханное поле для работы над собой (в том числе и в тех областях работы над собой, о которых он прежде и не догадывался до прочтения наставлений Будды). Так как по факту никакое другое духовное учение неспособно предложить настолько адекватное, внятное, последовательное, систематическое и очень подробное указание в данном вопросе (и со временем, практикуя, ты убеждаешься, что это именно так), то тогда вера в Будду возрастает естественным образом, подобно тому, как вера в науку естественным образом возрастает у тех людей, которые реально на себе испытывают/пользуются научными достижениями. Такая вера становится прочной, и тогда нет необходимости пытаться "облегчить тяжесть" доктринального багажа буддизма, который выходит за рамки непосредственного видения. Всё это принимается просто как данность из-за веры в Будду как совершенного учителя.
И даже и этот доктринальный багаж рассматривается не как "тяжкое бремя, с которым как-то нужно жить", а рассматривается как высочайшая перспектива в изначальном вопросе развития благотворных качеств до абсолютного совершенства, а также тотального изничтожения даже мельчайших негативных качеств. То есть это принципиальной иной взгляд на буддизм. Взгляд с точки зрения практики, а не с точки зрения философских умопостроений.
На мой взгляд, очень мало интересующихся, да и даже буддистов, имеют вот такой правильный подход, а больше подходят к буддизму через неправильный подход сугубо религиозных доктрин - даже в том случае, когда говорят "о практике".
Спасибо за внимание, если кто что хочет сказать, пишите
И вот в чём состоит неправильный подход. Человек пытается взвалить на себя сразу весь багаж буддийской доктрины и какими-нибудь способами всячески "осилить его", "вдавить его в свой ум". Например, при этом он начинает как-то для себя оправдывать весь этот багаж, и чтобы его оправдать, он ищет его оправдания не внутри Дхаммы, а вне её. В других учениях, в других философиях, в других доктринах, в науке, в психологии, в других людях, в отрицании чужих идей и так далее и тому подобное. В результате со временем он приходит к пониманию, что сами по себе буддийские идеи - это просто идеи, а всяких идей в мире полно. Итог плачевный - никакой веры у него в итоге не получается и он уходит из буддизма. Такой человек не проникает в Дхамму, а пытается оправдать лишь очередной выбранный для себя багаж идей.
А вот в чём состоит правильный подход, который, кстати, очень часто прослеживается в суттах, в том числе и в самой известной сутте на эту тему - Калама сутте. Изначально человек не взваливает на себя багаж буддийских идей и доктрин, но исходит из одного-единственного принципа, который таков: "Как сделать себя лучше?". Разумеется, каждый на этот ответ может по-разному ответить, но мудрый человек ответит так: "Как уменьшить или полностью убрать в себе негативные качества, и как сделать так, чтобы позитивные, благотворные, хорошие качества увеличились бы или развились до совершенства?" Таким образом, изначально в буддизме этого человека не интересует никакой доктринальный багаж. Его интересует практическая составляющая, стратегия, которая, будучи возведённой в рамки абсолютной, сможет сделать из него чистейшего и совершеннейшего человека. Так как Будда предлагает колоссальное количество наставлений и объяснений на эту тему, то получается, что человек обнаруживает ценнейший кладезь информации на эту тему, а также и целое непаханное поле для работы над собой (в том числе и в тех областях работы над собой, о которых он прежде и не догадывался до прочтения наставлений Будды). Так как по факту никакое другое духовное учение неспособно предложить настолько адекватное, внятное, последовательное, систематическое и очень подробное указание в данном вопросе (и со временем, практикуя, ты убеждаешься, что это именно так), то тогда вера в Будду возрастает естественным образом, подобно тому, как вера в науку естественным образом возрастает у тех людей, которые реально на себе испытывают/пользуются научными достижениями. Такая вера становится прочной, и тогда нет необходимости пытаться "облегчить тяжесть" доктринального багажа буддизма, который выходит за рамки непосредственного видения. Всё это принимается просто как данность из-за веры в Будду как совершенного учителя.
И даже и этот доктринальный багаж рассматривается не как "тяжкое бремя, с которым как-то нужно жить", а рассматривается как высочайшая перспектива в изначальном вопросе развития благотворных качеств до абсолютного совершенства, а также тотального изничтожения даже мельчайших негативных качеств. То есть это принципиальной иной взгляд на буддизм. Взгляд с точки зрения практики, а не с точки зрения философских умопостроений.
На мой взгляд, очень мало интересующихся, да и даже буддистов, имеют вот такой правильный подход, а больше подходят к буддизму через неправильный подход сугубо религиозных доктрин - даже в том случае, когда говорят "о практике".
Спасибо за внимание, если кто что хочет сказать, пишите