Прелесть

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

#1 Федор » 28.02.2014, 19:16

Меня заставило задуматься об этом утверждение христиан, что прельщают человека обитатели низших миров, являясь в образе ангелов. А истинные ангелы , напротив, открывают человеку зрелище ада. Странно. Будда говорил, что утверждение в джханах. открывает возможность перерождения в небесных мирах. Зачем созерцать ады? И вообще, как с прелестью обстоят дела в Тхераваде? Как отличить прелесть от истинного духовного вИдения?
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4515
Сообщения: 2866
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#2 SV » 28.02.2014, 19:26

Прелесть - это, по сути, экзальтация. Когда человек желаемое воспринимает за действительное. Увы, среди буддистов, особенно неофитов, это очень часто проявляется. Спасти может только мудрость, притом мудрость, направленная в первую очередь на видение самообмана. Т.е. если человек не видит, что сам себя обманывает - то никакое дальнейшее развитие невозможно в принципе.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 13427
Сообщения: 5543
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#3 Федор » 28.02.2014, 19:36

SV писал(а):Прелесть - это, по сути, экзальтация. Когда человек желаемое воспринимает за действительное. Увы, среди буддистов, особенно неофитов, это очень часто проявляется.

Я вижу, что часто. Поэтому и заговорил об этом.
На мой взгляд, здесь имеет место скрытое самоутверждение, эгоцентризм. Во всяком случае, это одна из причин. Когда подсознательно человек утверждается в своей избранности, верит в способности, которых у него нет. И эта необоснованная гордыня не может дать правильный духовный результат, как и любое заблуждение. Как-то так.
Хотя, могут быть и другие причины, более глубокие, психологические. Некая внутренняя борьба светлых и темных сил в человеке?
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4515
Сообщения: 2866
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#4 Федор » 28.02.2014, 19:49

Федор писал(а): Как отличить прелесть от истинного духовного вИдения?

Наверное истинному достижению сопутствует смирение и здравый рассудок. Если этого нет - это прелесть (?)
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4515
Сообщения: 2866
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#5 Wind » 28.02.2014, 19:52

Все таки есть у буддизма такая народная репутация, что это такой раздел изотерики. Потому как там нельзя, а тут как бы поощряется с чертями чаи погонять. Вот и прельщаются искатели.
Wind M
Аватара
Откуда: Москва - Питер
Репутация: 629
Сообщения: 463
Зарегистрирован: 13.11.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#6 Денис » 28.02.2014, 20:24

Святые Отцы о прелести

Преподобный Иоанн Лествичник:

Как бы ни возвышенны были наши подвиги, но если мы не стяжали болезнующего сердца, то эти подвиги и ложны и тщетны.

Преподобный Григорий Синаит:

Если кто с самонадеянностью, основанною на самомнении, мечтает достигнуть в высокие молитвенные состояния, и стяжал ревность не истинную, а сатанинскую, того диавол удобно опутывает своими сетями, как своего служителя.

Никак не прими, если увидишь что-либо, чувственными очами или умом, вне или внутри тебя, будет ли то образ Христа, или Ангела, или какого Святого, или если представится тебе свет... Будь внимателен и осторожен! не позволь себе доверить чему-либо, не вырази сочувствия и согласия, не вверься поспешно явлению, хотя бы оно было истинное и благое; пребывай хладным к нему и чуждым, постоянно сохраняя ум твой безвидным, не составляющим из себя никакого изображения и не запечатленным никаким изображением. Увидевший что-либо в мысли или чувственно, хотя бы то было и от Бога, и принимающий поспешно, удобно впадает в прелесть, по крайней мере обнаруживает свою наклонность и способность к прелести, как принимающий явления скоро и легкомысленно. Новоначальный должен обращать все внимание на одно сердечное действие, одно это действие признавать непрелестным, — прочего же не принимать до времени вступления в бесстрастие. Бог не прогневляется на того, кто опасаясь прелести, с крайней осмотрительностью наблюдает за собою, если он и не примет чего посланного от Бога, не рассмотрев посланное со всею тщательностью; напротив того, Бог похваляет такого за его благоразумие.

Преподобный Макарий Оптинский:

Тебе хочется видеть, что ты хорошо живешь и спасаешься, а не понимаешь, что от этого рождается прелесть, а немощи-то нас смиряют.

Главная причина прелести во всяком случае есть гордость и самочиние.

Преподобный Лев Оптинский:

Изволите ли знать, что есть прелесть: прелести суть разнообразные имут действие, по мере возношения ума и сердца помрачается и пленяется в мнение и от занятия собой, и само мышление верует мнениям и мечтам, представляемым ему от всеобщего врага - диавола, и этим исступает и произносит те нелепости, как ему представляется от мнения и мечт, и это значит прелесть.

По определению святителя Игнатия Брянчининова: «Прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину. Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев существом человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело, как неразрывно связанное Творцом с душею. Состояние прелести есть состояние погибели или вечной смерти».

«Пре­по­доб­ный Ан­то­ний Ве­ли­кий рассказал для душевной пользы слу­ша­те­лей и вот что ещё:
…Од­на­ж­ды бе­сы яви­лись да­же в весь­ма свет­лом ви­де и ста­ли го­во­рить: “Мы при­шли, Ан­то­ний, что­бы дать те­бе свет”. Но я за­жму­рил свои гла­за, что­бы не ви­деть дья­воль­ско­го све­та, на­чал мо­лить­ся в ду­ше Бо­гу, - и бо­го­про­тив­ный свет их по­гас…» («Жи­тия Свя­тых» свт. Дим. Рос­тов­ско­го.)

«Дру­го­го стар­ца бе­сы спро­си­ли:
- Хо­чешь уви­деть Хри­ста?
- Ана­фе­ма вам и все­му, что вы го­во­ри­те. Я ве­рую мо­ему Хри­сту, ска­зав­ше­му: «Ес­ли кто ска­жет вам: вот, здесь Хри­стос или там, - не верь­те» (Мф 24, 23).
Ус­лы­шав это, бе­сы ис­чез­ли» (Евер­ге­тин, «Свод бо­го­гла­го­ли­вых ре­че­ний и уче­ний Бо­го­нос­ных и Свя­тых От­цов»).

И во­об­ще с бе­са­ми луч­ше не всту­пать ни в ка­кой кон­такт, не об­щать­ся с ни­ми…
«Ко­гда бе­сы се­ют по­мыс­лы, не раз­го­ва­ри­вай с ни­ми, ибо та­ко­во их де­ло - вну­шать по­мыс­лы» (Евер­ге­тин, «Свод бо­го­гла­го­ли­вых ре­че­ний и уче­ний Бо­го­нос­ных и Свя­тых От­цов»).
Денис M
Репутация: 322
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 25.10.2013
Традиция: Нет

  • 1

#7 Федор » 28.02.2014, 20:35

Спасибо, Денис. Эта мудрость и буддистам пригодится.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4515
Сообщения: 2866
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#8 Денис » 28.02.2014, 20:54

Старец Иосиф Исихаст

Письмо третье

Монаху, начинающему борьбу

Ты пишешь, что встретил одного брата и был удивлен тем, что, несмотря на тяжелую работу над собой, его эго властвовало над ним. Неужели ты считаешь, что победить страсти это очень просто? Ни благие дела, ни подаяние и другие внешние добрые вещи, сами по себе, не ослабляют высокоумие сердца; но внутренняя работа, боль раскаяния, покаяние и скромность смиряют мятежный дух. С непослушным человеком весьма трудно. Только с крайним терпением постепенно приходит результат. Только великим терпением старцев, помощью и любовью братий могут такие ученики прийти в чувство. Но во многих случаях, они становятся настолько полезными, насколько полезной является правая рука. Почти всегда такие люди, будучи одаренными более других, смиряют себя с трудом, думая высоко о себе и принижая других.

Немалый труд и терпение понадобятся, пока старое основание гордости рухнет и его место займет другое основание — Христово смирение и послушание. Господь же, видя их усилия и доброе произволение, попускает прийти и другим испытаниям для противодействия их страстям, и Он, «хотящий всем спастись», Своей Благодатью спасает и их.

Было бы замечательно, если бы каждый имел добрый характер, смирение и послушание, но если даже, кто и имеет природу тверже железа, не должен отчаиваться. Будет борьба, но Благодатью Божией он победит. У каждого свой дар, и Господь ожидает плода соответственно этому дару.

Дитя мое, постарайся получше себя узнать и положить смирение в основание дела. Учись послушанию и молитве. Пусть «Иисусе Христе, помилуй мя» будет твоим дыханием. Не оставляй своего ума в праздности, чтобы не научился он чему злому. Не смотри на промахи других и ни осуждай никого, чтобы тебе не стать сообщником лукавого без какого-либо прогресса в доброделании. Не будь пособником врагов своей души. Лукавый враг знает, как скрыться среди страстей и слабостей. Для того, чтобы победить его, ты должен бороться и победить себя — все свои страсти. Когда «ветхий человек» умаляется, рассеивается и сила врага. Мы сражаемся не с человеком, которого можно одолеть многими способами, а с силами и властями тьмы. Они побеждаются не конфетами и любезностями, но потоками слез, смертельной болью души, крайним смирением и великим терпением. Кровь должна струиться от переутомления в делании молитвы. Ты должен падать от истощения неделями, как от тяжелой болезни. И ты не должен оставлять борьбу до тех пор, пока бесы не будут посрамлены и рассеяны. Тогда ты получишь освобождение от страстей.

Итак, дитя мое, понуждай себя с самого начала войти вратами узкими, ибо только они приводят в райские обители. Отсекай свою волю каждый день и каждый час, и не ищи другого пути. Это путь, пройденный ногами Святых Отцов. Открой свой путь Господу, и Он поведет тебя. Открой свои помыслы старцу, и он исцелит тебя. Никогда не скрывай помыслов, потому что в них прячет диавол свои лукавые советы, но, будучи исповеданными, все исчезают. Не осуждай падения других, потому что Благодать покрывает тебя до этого момента, покрывая и твои падения. Чем больше ты покрываешь братию своей любовью, тем больше благодать покрывает тебя и защищает от ложных наветов.

Касательно брата, о котором ты упомянул, похоже, он имеет неисповеданный грех, поскольку стыдится говорить об этом старцу. Это искушение. Он должен исправить это, без искренней исповеди очищение невозможно. Этот стыд — посмешище для бесов. Да просветит его Господь и приведет в чувство. И ты должен молится за него, как и за каждого; следи за собой.

В любом случае, ты вступаешь в борьбу. Ты встретишь многоразличные искушения, — приготовься терпеть. Повторяй постоянно молитву, и Господь поможет тебе Своею Благодатью, Которая сильнее любого искушения.
Последний раз редактировалось Денис 28.02.2014, 21:22, всего редактировалось 2 раз(а).
Денис M
Репутация: 322
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 25.10.2013
Традиция: Нет

#9 Денис » 28.02.2014, 20:55

Федор писал(а):Спасибо, Денис. Эта мудрость и буддистам пригодится.

Пожалуйста.
Денис M
Репутация: 322
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 25.10.2013
Традиция: Нет

  • 5

#10 Панньятисса » 28.02.2014, 21:30

я бы сказал что вся ваджраяна сплошное падение в прелесть
969. buddha.am
Панньятисса
Саманера
Аватара
Репутация: 2864
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 13.10.2013
Традиция: Тхеравада

#11 Detonator » 28.02.2014, 22:29

Федор писал(а):Как отличить прелесть от истинного духовного вИдения?

а что такое духовное "вИдение"?
Detonator
Аватара
Репутация: 939
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

  • 2

#12 Каверин Алексей » 28.02.2014, 23:35

Федор писал(а): Зачем созерцать ады?

Тот кто познал 1ую БИ тот познал вторую, третью и четвёртую.
evam me sutam
Каверин Алексей M
Аватара
Репутация: 671
Сообщения: 1119
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#13 Топпер » 01.03.2014, 03:25

SV писал(а):Прелесть - это, по сути, экзальтация. Когда человек желаемое воспринимает за действительное. Увы, среди буддистов, особенно неофитов, это очень часто проявляется. Спасти может только мудрость, притом мудрость, направленная в первую очередь на видение самообмана. Т.е. если человек не видит, что сам себя обманывает - то никакое дальнейшее развитие невозможно в принципе.
Поэтому, кстати говоря и полезно быть в общине. Так хотя бы есть шанс, что товарищи подскажут и поправят.
Топпер

#14 Федор » 01.03.2014, 08:57

Detonator писал(а):
Федор писал(а):Как отличить прелесть от истинного духовного вИдения?

а что такое духовное "вИдение"?

В Дхамме это определяется, как "Божественный глаз". Читайте сутты.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4515
Сообщения: 2866
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#15 Федор » 01.03.2014, 09:04

Каверин Алексей писал(а):
Федор писал(а): Зачем созерцать ады?

Тот кто познал 1ую БИ тот познал вторую, третью и четвёртую.

Достаточно осознать это страдание один раз, а не созерцать его постоянно. Иначе сознание зацепится за него, и это может стать причиной перерождения в аду. Ады затягивают, как болото. Как и любое страдание. Наша же цель - страдание преодолеть и освободиться от него. Поэтому и джхакны - дорога, проложенная через высшие миры, а не нижние.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4515
Сообщения: 2866
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#16 Каверин Алексей » 01.03.2014, 12:00

Федор писал(а):
Каверин Алексей писал(а):
Федор писал(а): Зачем созерцать ады?

Тот кто познал 1ую БИ тот познал вторую, третью и четвёртую.

Достаточно осознать это страдание один раз, а не созерцать его постоянно. Иначе сознание зацепится за него, и это может стать причиной перерождения в аду. Ады затягивают, как болото. Как и любое страдание. Наша же цель - страдание преодолеть и освободиться от него. Поэтому и джхакны - дорога, проложенная через высшие миры, а не нижние.

Ну кому как. Как сказал Будда есть лошади которых надо бить постоянно, а есть те которым достаточно увидеть тень плётки. А вообще когда я жил со своим другом муслимом, мы как то разговаривали на эту тему, и я ему сказал что мол если бог хочет чтобы мы жили святой жизнью с нго стороны было бы мудрым показать нам ады прямо, и сказать мол если не хотите туда, то живите хорошо. (намекая на то что бога нету естественно :gy: )

А вообще в МН 130 Будда очень подробно описывает путешествие в Ад... ужасающе на самом деле... :ujas:
evam me sutam
Каверин Алексей M
Аватара
Репутация: 671
Сообщения: 1119
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#17 Федор » 01.03.2014, 13:50

Каверин Алексей писал(а): если бог хочет чтобы мы жили святой жизнью с нго стороны было бы мудрым показать нам ады прямо, и сказать мол если не хотите туда, то живите хорошо. (намекая на то что бога нету естественно :gy: )

Ады, значит есть, а Бога, естественно, нет. Хм, интересно как-то все у вас получается

А вообще в МН 130 Будда очень подробно описывает путешествие в Ад... ужасающе на самом деле...

При этом, обратите внимания, что ады Будда очень редко описывает. А о Небесах очень часто говорит. Это лишь подтверждает, что страдание нужно увидеть и понять, осознать, но не пребывать в нем, а уходить от него. Мы ведь освобождаемся от страданий, а не утверждаем их. Дорога к абсолютной свободе лежит через Небеса. Вернее, джханы, соответствующие небесным уровням. И другой дороги нет.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4515
Сообщения: 2866
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#18 Каверин Алексей » 01.03.2014, 15:02

Федор писал(а):
А вообще в МН 130 Будда очень подробно описывает путешествие в Ад... ужасающе на самом деле...

При этом, обратите внимания, что ады Будда очень редко описывает. А о Небесах очень часто говорит. Это лишь подтверждает, что страдание нужно увидеть и понять, осознать, но не пребывать в нем, а уходить от него. Мы ведь освобождаемся от страданий, а не утверждаем их. Дорога к абсолютной свободе лежит через Небеса. Вернее, джханы, соответствующие небесным уровням. И другой дороги нет.

Да, вы правы я с вами согласен.
Плёткой мотивируют в тэитистических практиках, у нас мотивируют не-плёткой.
evam me sutam
Каверин Алексей M
Аватара
Репутация: 671
Сообщения: 1119
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#19 Andrew Bernstein » 21.03.2014, 01:56

Панньятисса писал(а):я бы сказал что вся ваджраяна сплошное падение в прелесть
Я бы не был столь категоричен. Пусть они заблуждаются в плане каких-то аспектов учения, но они такие же практики, как и тхеравадины. Уважать нужно всех, кто хоть как-то занимается "духовным" развитием; будь то христиане, кришнаиты или буддисты.
Andrew Bernstein
Откуда: Удалён
Репутация: 375
Сообщения: 436
Зарегистрирован: 09.03.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#20 Панньятисса » 21.03.2014, 05:25

Andrew Lightman писал(а):
Панньятисса писал(а):я бы сказал что вся ваджраяна сплошное падение в прелесть
Я бы не был столь категоричен. Пусть они заблуждаются в плане каких-то аспектов учения, но они такие же практики, как и тхеравадины. Уважать нужно всех, кто хоть как-то занимается "духовным" развитием; будь то христиане, кришнаиты или буддисты.
я уважаю их. по крайней мере некоторых из них. но не уважаю их духовный путь.
969. buddha.am
Панньятисса
Саманера
Аватара
Репутация: 2864
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 13.10.2013
Традиция: Тхеравада


Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 2 гостя

cron