Приемы практики медитации

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

  • 2

#1 strannik » 24.05.2014, 05:19

Хотелось бы узнать о различных полезных приемах медитации и заодно поделиться своими.

Один очень эффективный прием - направлять внимание как-бы на источник ума, источник мыслей, это как бы состояние ожидания - какая сейчас возникнет следующая мысль, или по другому - попытка уловить мысль в самый момент ее зарождения. Удивительно, но в этом состоянии, пока вы держите так внимание, ни одной мысли не возникает. Для возникновения мысли требуется состояние отвлечения внимания, некоего забытья, когда внимание направлено на что-то другое. Это похоже на то, как если вы попытаетесь уловить момент засыпания, то вы не сможете заснуть.

Я пришел к этому приему давно и случайно, наблюдая как во время медитации на дыхании я вдруг забываюсь и потом обнаруживаю себя, как-бы просыпаюсь, уже в какой-то фантазии или рассуждении. Меня удивляло как это я, пытаясь фокусировать внимание на дыхании и сохранять осознанность, впадаю в периоды бессознательности, каким образом происходит эта потеря внимания и ясности? И тогда я решил проследить во что бы то ни стало сам момент возникновения мыслей. И тут я открыл удивительную вещь которую описал выше - мысль не может возникнуть, пока внимание направлено на ее источник. Но конечно иногда происходит утомление внимания и мысль все-же прорывается из бессознательного, но вот-тут как раз, пока внимание хоть утомлено, но еще не дремлет и направлено на источник мыслей, можно проследить процесс возникновения мысли, и это оказалось крайне интересным процессом. Происходит как бы утомление и плавное угасание текущего состояния (например внимания к дыханию) и незаметное слабое "всплытие" новой мысли из подсознания. Ум текущего состояния как-бы засыпает, и всплывает новое состояние, можно сказать - новый ум, уже следуя сюжету новой фантазии или мысли, и этот сюжет как-бы захватывает ум, при этом предыдущее состояние совершенно забывается и ум впадает в забытье, следуя новой мысли. То есть это похоже на засыпание и впадение в состояние неосознанного сновидения. Возможно похожим же образом происходят перерождения, тот же самый механизм.

Еще хотел поделиться одним приемом. Я его применяю редко лишь по необходимости, когда нужно успокоить поток мыслей после трудного дня. Прием простой - остановка дыхания. Если набрать воздух в легкие и остановить дыхания, ни одной мысли и эмоции не возникнет пока дыхание сдерживается, но ясность и осознанность сохраняется. После нескольких таких остановок ум быстро успокаивается и можно продолжать обычную медитацию.

Еще прием, который я сохранил еще со времен практики ригпа (дзогчен) в бытность свою махаянистом - это направлять внимание не на сами феномены (ощущения, мысли и проч), а на их осознавание (знаемость, присутствие). Это легко потому что осознавание-присутствие никогда не меняется, хотя сами феномены постоянно меняются, поэтому такая практика приводит как-бы к непрерывному созерцанию осознавания. В дзогчен вообще вся практика на этом построена, но на самом деле это лишь один из возможных приемов медитации, хотя и довольно эффективный.

Расскажите какими вы приемами пользуетесь, какие для вас лучше работают. Понятно что это зависит от индивидуальных особенностей и степени чистоты ума, поэтому что для одного сработает, для другого может не работать, но при всем притом такой обмен опытом я думаю будет все равно полезным.
strannik
Репутация: 18
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 21.05.2014
Традиция: Тхеравада

  • 3

#2 Кхеминда » 24.05.2014, 07:23

В Тхераваде у Буддхагоши насчитывается 40 техник медитации, плюс в пк в Ангуттаре в одной сутте 101 обьект, и 75 обьектов в одной из сутт Маджхима никаи. Плюс всякие побочные медитации изредка приводимые в суттах.
Кхеминда

  • 11

#3 SV » 24.05.2014, 09:20

Вся штука в том, что от мыслей не требуется избавляться в медитации. Сохранять осознанность - да. Но избавляться от мыслей - нет такого наставления у Будды. Осознанность вполне может присутствовать и с мыслями и без мыслей. Более того, Будда иногда советует специально пользоваться воображением и мышлением в процессе медитации для воодушевления и подбадривания ума.

Однако, если мысли чрезмерно мешают (и - особенно - когда они относятся к неблагим), то есть такая простая штука как расслабление конструирования мыслей. Нужно просто настроить ум на то, чтобы он чрезмерно не мыслил и не пускался во внутренний диалог. И вуаля - мыслей нет :shy: То есть насильно их убирать или не допускать никуда не нужно, т.к. такие методы, скорее, напрягут ум, а не успокоят его.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#4 strannik » 24.05.2014, 18:47

SV писал(а):Вся штука в том, что от мыслей не требуется избавляться в медитации. Сохранять осознанность - да. Но избавляться от мыслей - нет такого наставления у Будды. Осознанность вполне может присутствовать и с мыслями и без мыслей. Более того, Будда иногда советует специально пользоваться воображением и мышлением в процессе медитации для воодушевления и подбадривания ума.
Согласен, я это понимаю. Я этот прием как раз применяю, чтобы избежать провалов в осознанности, чтобы осознанность не прерывалась. Но как побочный эффект этой практики поток мыслей значительно успокаивается и можно отслеживать неблагие мысли в самый момент их появления.

Я думаю прекращение как неблагих (1-я джхана), так и благих мыслей (2-я джхана) должно произойти естественно и без напряжения, потому что мысли возникают как результат загрязнений ума, поэтому пока ум не очистился от загрязнений искусственно останавливать мысли бесполезно.
strannik
Репутация: 18
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 21.05.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#5 SV » 24.05.2014, 21:50

В первой-второй джхане прекращаются санкаппы, а не мысли. Санкаппы, это, скорее, устремления ума, общие направленности ума, эдакие прывы, а не мысли. Мысли в медитации прекращаются раньше 1-ой джхане. И да, мысли не возникают в результате загрязнений, иначе было бы, что у Будды нет мыслей :smile:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#6 strannik » 25.05.2014, 02:59

SV писал(а):В первой-второй джхане прекращаются санкаппы, а не мысли. Санкаппы, это, скорее, устремления ума, общие направленности ума, эдакие прывы, а не мысли.
Ну да, я это имел ввиду, спасибо за уточнение. Компульсивные порывы, компульсивный внутренний диалог. Я в терминологии не спец.
strannik
Репутация: 18
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 21.05.2014
Традиция: Тхеравада

#7 Акхандха » 26.05.2014, 09:14

мысли исчезают сами собой, если в случаях отвлечения ума от объекта (отслеживания дыхания) настойчиво возвращать его обратно. да, в начале медитации ум обычно похож на собаку, которая не умеет ходить как положено и постоянно тянет поводок то в одну сторону то в другую :lol: но через несколько одергиваний он обычно успокаивается. так сказать, количество суммарного времени (состоящего из нескольких прерванных фрагментов) наблюдения за дыханием переходит в качество и приводит к покою.
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 895
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

#8 ii » 18.08.2014, 23:38

В книге "Будда, мозг и Нейрофизиология счастья" дается совет,
чередовать медитацию на объекте с отдыхом (безобъектная медитация)

например: 3 минуты дыхание - 3 минуты отдых - 3 минуты дыхание - 3 минуты отдых и тп

Скрытый текст
Очень важно практиковать короткими сеансами, а потом всегда позволять уму
отдохнуть. Короткие сеансы практики, чередующиеся с периодами отдыха,
способствуют закреплению этого нового осознания — или, если выражаться языком
западной науки, дают мозгу возможность устанавливать новые паттерны, не будучи
переполняемым привычной нейронной болтовней.

Помагает за короткое время 5-15 мин. успокоится и придать ясности , новички попробуйте
ii
Репутация: 0
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 06.08.2014
Традиция: Нет

#9 Detonator » 19.08.2014, 03:48

ii писал(а):например: 3 минуты дыхание - 3 минуты отдых - 3 минуты дыхание - 3 минуты отдых и тп

ну это совсем для начинающих только, кто удержать внимание не может.
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

  • 3

#10 Кхеминда » 19.08.2014, 05:57

"Это подобно тому, как если бы человек резал
дерево. Человек не уделяет внимание пиле
идущей вперёд и назад [но только точке где
зубцы режут]. Таким же образом
медитирующий не должен следовать за
дыханием идущим вовнутрь и наружу или
вперёд и назад, но должен осознавать
ощущение на кончике носа, и он дышит таким
образом вовнутрь и наружу. Если он
практикует другим образом, его ум будет
рассеян. Если его ум рассеян, его тело будет
дрожать и трястись. (вимуттимагга)
Кхеминда

  • 1

#11 masterjack » 19.08.2014, 08:25

я стараюсь разбивать свой день на кучу отрезков в которых совершаю какое-нибудь одно главное действие и его наблюдать.
перед его началом останавливаюсь секунд на 3-5 для того чтобы определеиться-собраться-настриться:

сейчас я буду идти - буду наблюдать ступней
сейчас я буду паять - буду наблюдать пламень
сейчас я буду есть - буду наблюдать морожено в роте
сейчас буду печатать - и ничего наблюдать не буду :(

со временем получается настройка на процесс и наблюдение процесса становятся быстрее, что позволяет обращать внимание на
более мелкие процессы.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#12 swiss.spb » 19.08.2014, 09:16

masterjack писал(а):я стараюсь разбивать свой день на кучу отрезков в которых совершаю какое-нибудь одно главное действие и его наблюдать.
перед его началом останавливаюсь секунд на 3-5 для того чтобы определеиться-собраться-настриться:

сейчас я буду идти - буду наблюдать ступней
сейчас я буду паять - буду наблюдать пламень
сейчас я буду есть - буду наблюдать морожено в роте
сейчас буду печатать - и ничего наблюдать не буду :(

со временем получается настройка на процесс и наблюдение процесса становятся быстрее, что позволяет обращать внимание на
более мелкие процессы.
Делай сознательно а не по привычке. Ешь мороженное, паяй, ходи.
Отслеживай каждое движение. Делай его плавно и сознательно.
Лови молчаливый ум. Поймаешь - не отпускай.
Модерированиеприведёткимпотенции.
Лучшенепробовать :)
swiss.spb
Откуда: п.Павлова.
Репутация: 8
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 19.07.2014
Традиция: Нет

#13 balabust » 20.08.2014, 17:29

Кто напомнит когда Будда был аскетом он вспомнил что как то сидел во дворце и его посетило какойто удовольствие чтоли.
что это было?
balabust
Репутация: 412
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 23.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#14 Кхеминда » 20.08.2014, 17:31

Не во дворце, а под деревом он в джхану вошел
Кхеминда

  • 4

#15 balabust » 21.08.2014, 08:47

вот я нашел)
Я подумал: «Я помню, как однажды, когда мой отец из клана Сакьев работал, я сидел в прохладе тенистого миртового дерева, и тогда, полностью оставив чувственные удовольствия и неумелые умственные качества, я вошёл и пребывал в первой джхане: восторг и счастье, рождённые [этим] оставлением, сопровождались направлением ума и удержанием ума. Могло ли это быть путём к просветлению?» Вслед за этим воспоминанием пришло озарение: «Это путь к Пробуждению!». Я подумал: «Так почему я боюсь этого удовольствия [джханы], которое не имеет ничего общего ни с чувственным удовольствием, ни с неумелыми умственными качествами?» Я подумал: «Более я не боюсь этого удовольствия, которое не имеет ничего общего ни с чувственным удовольствием, ни с неумелыми умственными качествами, но которого трудно достичь с настолько истощённым телом. Что если я приму какую-нибудь твёрдую пищу – немного риса и каши?» Так я принял твёрдую пищу: немного риса и каши. В то время пять монахов, которые ухаживали за мной, думали: «Если наш отшельник Готама достигнет какого-либо высшего состояния, он скажет нам». Но когда они увидели, как я ем твёрдую пищу – немного риса и каши – они в отвращении покинули меня, думая так: «Отшельник Готама живёт в роскоши. Он оставил своё старание и ниспадает к роскоши».
http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn36-mahasaccaka-sutta-sv.htm
balabust
Репутация: 412
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 23.10.2013
Традиция: Тхеравада

#16 ssanttey » 26.10.2014, 11:10

Здравствуйте.
Есть вопрос о том как медитировать на пустоту.Разное ли состояние ума в процессе у каждого или есть некая обобщенная система?Например это должно происходить так, берем некий отбъект и начинаем раскладывать по частям все что раскладывается в силу умственных способностей и познаний в учении.Опять же, прозревать пустотность нужно от объекта к уму или от ума к объекту?Например :"Вот стоит чайник,(далее совокупности чайника), от него до меня расстояние(до глаза?), картинка чайник воспринимается возникают чувства(форма вес материал температура и т.д.)ассоциации(чаепитие там вкусняшки удовольствие опасение ожога от горячего памятование других чаептий друзья подруги )намерение либо отсутствие и собственно осознание на кого направлены все потоки восприятия.Либо все это наоборот начиная с осознания процессов возникающих в направлении к объекту?Ну или как положено по учению везде должно выбирать некий срединный путь(воззрения)?
ssanttey
Репутация: 0
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 02.10.2014
Традиция: Нет

#17 masterjack » 26.10.2014, 11:29

ssanttey писал(а):как медитировать на пустоту

один из монахов на форуме поделился своим опытом медитации на пустоту.
опыт заключался в том, что через какое-то время ум стал впадать в пустоту неконтролируемо и случайным образом.
представьте себе мирянина, водителя автобуса, у которого во время вождения полного автобуса людей, ум впал в пустоту ...
думается лучше сосредотачиваться на конкретных "вещах"
они как минимум реальны.
а пустота для большинства людей - это какие-то вымышлизмы.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#18 masterjack » 26.10.2014, 11:33

лично мое мнение - придерживаться озвученных Буддой методов Анапанасати и Сатипатханы.
для большинства людей этого с головой хватит надолго.
а что там дальше и как оно - это уже будучи монахом.
а там расскажут.
хотя и сатипатхан, по словам Будды, должно хватить для просветления.
"не стоит плодить сущностей, сверх необходимого"
имхо
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#19 Detonator » 26.10.2014, 12:21

ssanttey писал(а):Есть вопрос о том как медитировать на пустоту.

Сначала ее надо уловить чтобы стала объектом внимания.
Всякие мысли и ощущения о "ничего нет" это не пустота, это мысли и ощущения.
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#20 Detonator » 26.10.2014, 12:23

masterjack писал(а):представьте себе мирянина, водителя автобуса, у которого во время вождения полного автобуса людей, ум впал в пустоту ...

Я в таком состоянии на машине и езжу. А лучше что бы постоянно что то левое мешало восприятию-реакции?
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

След.

Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 26 гостей

cron