но и вообще, любой объект "пуст от я". Но это надо понять. В чем тут суть. И это совершенно не значит, что "я нету".
Как раз и значит, что "я" отсутствует. Будда, действительно, в суттах прямо не говорил вот такой фразы "Я - отсутствует" - но не говорил так не потому, что оно всё-таки где-то как-то скрыто присутствует (тут у нас вполне чёткая дихотомия - либо "я" в абсолютном смысле есть, либо его в абсолютном смысле нет - иных вариантов быть, разумеется, не может) - а исключительно по той причине, что из-за чрезмерного цепляния к идее о "Я" человек не может осознать всю истинность сказанного, а запутывает себя ещё больше, как упомянутый Ваччхаготта, который бы подумал: "Вот это да, хотя вот же оно, это моё Я - и всё же, его нет". Что суть воззрение: "У моего Я нет Я" (упомянутое как неправильное в МН 2). Это воззрение запутанности, неспособности понять отсутствие Я даже на банальном уровне интеллектуального понимания. У кого же с этим проблем нет - то тот прекрасно понимает, что "Я" - это абсолютная иллюзия и данного явления не существует в реальности нигде и никак - даже если кажется, что оно есть, и даже если оно ощущается как действительное. Просто тот, кто понимает это, также и понимает, что подобная кажимость - это заблуждение, невежество, моха и авидджа в он-лайн режиме. Эгоизм, самонение, самоуничижение, самодовольствование и всё прочее, что ощущается и чувствуется как "само-" -- это прямое действие невежества, создающего умственные иллюзии и искажения реальности. А иллюзии - они на то и иллюзии, что кажутся реальными, действительными. Поэтому, собственно, мы всё ещё тут, в сансаре. Мы всё ещё убеждены в том, что "Мы - есть" в самом что ни на есть абсолютном смысле. Пока мы так убеждены, мы будем бороздить сансарные миры, цепляясь за существование и воссоздание форм-сознаний-восприятий-формаций-чувств.
На самом деле есть несколько сутт, где Будда прямо говорит, что "Я" невозможно обнаружить где-либо как-либо как нечто существующее реально. Например, в Ямака сутте или Анураддха сутте, где обсуждается вопрос поиска сущности Татхагаты (т.е. дефакто - поиск "Я" Татхагаты). Будда проводит подробный опрос заблуждающегося монаха на эту тему, и потом констатирует: "ты не можешь указать на [Я] Татхагаты как на реально существующее и действительное (даже) уже сейчас в этой самой жизни". Фактически, это и есть прямое отрицание существования "Я".