shpiler писал(а):
обнаружить конечно нельзя, потому как согласно другим учениям эта часть человека трансцендентна. Рассуждения очень просты, если я говорю - "Мое тело", "Мои чувства", "Мой ум", "Мое сознание", то значит вполне логично, что должно быть нечто, относительно чего все эти понятия "мои".
Кстати, то же самое можно сказать о дхармах. Покажите мне дхарму. Это лишь умозрительная концепция (так же как и понятие души) для обоснования учения Будды.
1) если эта часть человека трансцедентна, значит совокупности не могут повлиять на нее (передать ей какую либо информаци);
2) и она не может повлиять на совокупности (изьявить свою волю, сформировать действие);
3) и ее нельзя обнаружить, так как ее запредельность опыту выносит ее за рамки эмпирического познания.
И того, ненужная бесполезная, ни на что не влияющая, ничто не осознающая выдумка.
Но если по всем трем этим пунктам контакт с ней наличествует, значит она не трансцедентна и включена в схему зависимого возникновения.
Опытный йогин, применяет силу сверхьестественного познания, направляет око ума в сторону источника изменений совокупностей, несвязанного напрямую с самими совокупностями (внешня воля, следы ее воздействия)
...
Он отслеживает сознание и его неспособность без "трансцедентной" сущности что-либо познавать.
...
И наконец, находит и рассматривает ее саму.
____
т.е. если бы она была, то в рамках зависимого возникновения она бы обнаруживалась.
Не стоит забывать, что Будда освоил все самые мощные практики "других учений" и превзошел их, достигнув таких состояний, которые им были неизвестны.
Так что, сущности, которые иные учителя считали "трансцедентной частью человека" - Он тоже рассмотрел и изучил.
Не так что Он не нашел, но - Он нашел и
понял природу этих начал
Плодом его исследования стала схема зависимого возникновения и всеохватывающая схема пяти совокупностей, включившая любую форму, чувство, восприятие, воление, сознание: низкие или возвышенные, грубые или утонченные etc...
Это то, без чего невозможен опыт "Я".
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/dn15-mahanidana-sutta-sv.htmВедь "Я" у нас всегда что-то переживает, что-то осмысливает, что-то чувствует, к чему-то прилагает намерение.
Так вот согласно Будде, все эти аспекты так или иначе - непостоянные, страдательные и неприсваиваемые.
_____________
Рассуждения очень просты, если есть Мой ум, значит есть и "Я" которому он принадлежит, не так ли? все верно. Об этом есть целая сутта, великая проповедь Будды >
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn22-alagaddupama-sutta-sv.htm Вней Будда проводит ту же паралель - если есть "я", то есть и "моё", если есть "моё", то есть и "моё я". Верно?
А вот ответ Будды на это утверждение
Беседа с Нигандхой Саччакой
"«Метафора придумалась мне, Мастер Готама». «Изложи то, что придумалось тебе, Аггивессана» – сказал Благословенный. «Подобно тому как любого вида семена и растения достигают роста, возрастания, созревания, и все они делают так в зависимости от земли, основываясь на земле; а также подобно тому как если любая трудная работа выполняется, то вся она выполняется в зависимости от земли, то точно также, Мастер Готама, «я» человека – это материальная форма, и, основываясь на материальной форме, он порождает благие заслуги или плохие заслуги. «Я» человека – это чувство… это восприятие… это формации… это сознание, и, основываясь на сознании, он порождает благие заслуги или плохие заслуги». «Аггивессана, не утверждаешь ли ты так: «Материальная форма – это моё «я», чувство – это моё «я», восприятие – это моё «я», формации [ума] – это моё «я», сознание – это моё «я»? «Я утверждаю так, Мастер Готама: «Материальная форма – это моё «я», чувство – это моё «я», восприятие – это моё «я», формации [ума] – это моё «я», сознание – это моё «я». И также делает и большинство людей5 ». «К чему тебе это большинство людей, Аггивессана? Будь добр, обозначь только своё собственное утверждение». «Если так, Мастер Готама, то я утверждаю: «Материальная форма – это моё «я», чувство – это моё «я», восприятие – это моё «я», формации [ума] – это моё «я», сознание – это моё «я». «В таком случае, Аггивессана, я задам тебе встречный вопрос. Отвечай так, как сочтёшь нужным. Как ты думаешь, Аггивессана? Мог бы помазанный на царство благородный царь – например, Пасенади из Косалы или же царь Аджатасатту Ведехипутта из Магадхи – исполнять власть в своём собственном царстве, чтобы казнить тех, кого следует казнить, штрафовать тех, кого следует штрафовать, изгонять тех, кого следует изгонять?» «Мастер Готама, помазанный на царство благородный царь – например, Пасенади из Косалы или же царь Аджатасатту Ведехипутта из Магадхи – мог бы исполнять власть в своём собственном царстве, чтобы казнить тех, кого следует казнить, штрафовать тех, кого следует штрафовать, изгонять тех, кого следует изгонять. Ведь даже такие общины и общества как Вадджи и Маллы исполняют власть в своих собственных царствах, чтобы казнить тех, кого следует казнить, штрафовать тех, кого следует штрафовать, изгонять тех, кого следует изгонять. Так что уж говорить о помазанном на царство благородном царе, таком как царь Пасенади из Косалы или царь Аджатасатту из Магадхи. Он мог бы исполнять её, Мастер Готама, и был бы достоин её исполнения». «Как ты думаешь, Аггивессана? Когда ты говоришь так: «Материальная форма – это моё «я» – исполняешь ли ты какую-либо власть в отношении этой самой материальной формы, как например: «Пусть моя форма будет такой. Пусть моя форма не будет такой»? Когда так было сказано, Саччака сын Нигантхов ничего не ответил..."
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn35-cula-saccaka-sutta-sv.htm.