такая мысль летала по просторам ума и вот я попробовал воплотить ее в эту реальность.
Есть общеизвестные сутты, которые знают многие: Сигаловада сутта, Махасатипатхана сутта, Ганакамоггалана сутта, ...
но у каждого наверное есть небольшой перечень сутт, которые "зашли", которые чаще всего вспоминаются по тому или иному поводу, перечитываются,
сутты которые вот так запали в ум, что-то сказали
предлагаю, если таковые есть, поделиться своим перечнем "избранного". ну или того, на что хотелось бы обратить внимание, выделить.Как если бы он поставил на место то, что было перевёрнуто, раскрыл бы спрятанное, показал путь тому, кто потерялся, внёс бы лампу во тьму, чтобы зрячий да мог увидеть
сутт 10-15
ценность рождения человеком и встречи с Даммой
СН 56.47 Чиггалаюга сутта Ярмо с отверстием
АН 08.29 Аккхана сутта Неподходящий момент
последовательность практики
МН 024 Ратхавинита сутта Перекладные колесницы
МН 125 Дантабхуми сутта Уровень приручённого (слона)
практика
CН 49.26 Руккха сутта Дерево (неблагие состояния ума)
АН 03.49 Атаппакарания сутта Рвение
АН 03.92 Аччайика сутта Три неотложных дела домохозяина-фермера
МН 002 Саббасава сутта О всех загрязнениях
ум
АН 03.109 Патхама араккхита сутта Остроконечная крыша
МН 019 Дведха витакка сутта Два типа мыслей
МН 020 Витаккасантхана сутта - Ослабление мыслей
МН 078 Саманамандикапутта сутта Младенец и Арахант
СН 12.61 Патхама ассутава Сутта Необученный
СН 22.79 Кхаджания сутта Поражён
отдельно хотел бы добавить два фрагмента сутт.
пример с водяной змеей о том как важно правильное ухватывание Даммы
МН 022 Алагаддупама сутта
- Скрытый текст
- Монахи, бывает так, что некие никчёмные люди изучают Дхамму: беседы, повествования в стихе и прозе, объяснения, строфы, спонтанные восклицания, цитаты, истории рождения, удивительные случаи, вопросы и ответы4. Изучив Дхамму, они не стараются выяснить смысл этих Дхамм5 своей мудростью. Не выяснив смысла этих Дхамм своей мудростью, они, посредством рассуждения, не приходят к согласию [с этими учениями]. Они изучают Дхамму, чтобы в спорах нападать на других и защищать себя. Они не достигают цели, ради которой изучается Дхамма. Их неправильное ухватывание этих Дхамм приведёт к их длительному вреду и страданиям. Почему? Из-за неправильного ухватывания Дхамм.
Представьте, как если бы человеку была бы нужна водяная змея, он искал бы водяную змею, блуждал в поисках водяной змеи. Он бы увидел большую водяную змею и схватил бы её за кольца или за хвост. Водяная змея, развернувшись, укусила бы его за ладонь, или за руку, или за иную часть тела, из-за чего он бы пережил смерть или смертельные муки. И почему? Из-за неправильного ухватывания водяной змеи. Точно также, бывает так, что некие никчёмные люди изучают Дхамму… Изучив Дхамму, они не стараются выяснить смысл этих Дхамм своей мудростью. Не выяснив смысла этих Дхамм своей мудростью, они, посредством рассуждения, не приходят к согласию. Они изучают Дхамму, чтобы в спорах нападать на других и защищать себя. Они не достигают цели, ради которой изучается Дхамма. Их неправильное ухватывание этих Дхамм приведёт к их длительному вреду и страданиям. Почему? Из-за неправильного ухватывания Дхамм.
Но бывает и так, что некие представители клана изучают Дхамму… Изучив Дхамму, они стараются выяснить смысл этих Дхамм своей мудростью. Выяснив смысл этих Дхамм своей мудростью, они, посредством рассуждения, приходят к согласию [с этими учениями]. Они не изучают Дхамму ради того, чтобы в спорах нападать на других и защищать себя. Они достигают цели, ради которой изучается Дхамма. Их правильное понимание этих Дхамм приведёт к их длительному благополучию и счастью. И почему? Из-за правильного ухватывания Дхамм.
Представьте, как если бы человеку была бы нужна водяная змея, он искал бы водяную змею, блуждал в поисках водяной змеи. Он бы увидел большую водяную змею и крепко прижал её палкой-рогатиной. Крепко прижав её рогатиной, он бы крепко ухватил её за шею. И тогда сколь бы водяная змея ни крутилась, обвиваясь своими кольцами вокруг его ладони, руки, или иной части тела, из-за этого он не переживёт смерти или смертельных мук. И почему? Из-за правильного ухватывания водяной змеи. Точно также некие представители клана изучают Дхамму… Изучив Дхамму, они стараются выяснить смысл этих Дхамм своей мудростью. Выяснив смысл этих Дхамм своей мудростью, они, посредством рассуждения, приходят к согласию. Они не изучают Дхамму ради того, чтобы в спорах нападать на других и защищать себя. Они достигают цели, ради которой изучается Дхамма. Их правильное понимание этих Дхамм приведёт их к длительному благополучию и счастью. И почему? Из-за правильного ухватывания Дхамм.
Поэтому, монахи, когда вы понимаете смысл какого-либо моего утверждения, то так вам и следует это запомнить. Но когда вы не понимаете смысла какого-либо моего утверждения, то вы тут же должны расспросить меня или опытных монахов
ЧВ 11 Панча сатика кхандхака Собор пятисот
- Скрытый текст
- В то время царь Удена отдыхал в парке вместе с женщинами из своего дворца. И эти женщины услышали, что их учитель, Достопочтенный Ананда, сидит под кроной дерева неподалёку от парка. И они сказали царю Удене: «Говорят, что наш учитель, Достопочтенный Ананда, сидит под кроной дерева неподалёку от парка. Господин, мы хотим пойти увидеть его».
«Ну что же, ступайте и повидайте отшельника Ананду». И они отправились, и, поприветствовав Достопочтенного Ананду, сели рядом. И он наставлял, призывал, воодушевлял и радовал их беседой о Дхамме. А затем, когда проповедь подошла к концу, они подарили Ананде пятьсот одеяний и, восторженно поблагодарив его за беседу, встали, поклонились ему, и, обойдя его с правой стороны, ушли.
Царь Удена заприметил их издали и, увидев, сказал: «Удалось ли вам повидаться с отшельником Анандой?»
«Да, мы навестили его, Господин».
«Одарили ли вы отшельника Ананду чем-либо?»
«Господин, мы подарили Достопочтенному Ананде пятьсот одеяний».
Тогда царь Удена злился, возмущался и негодовал, говоря: «Как отшельник Ананда может принимать в дар столько одежд?! Он что, станет бродячим торговцем или откроет лавку?»
И тогда царь Удена отправился туда, где находился Достопочтенный Ананда, и, обменявшись с ним вежливыми приветствиями, сел рядом. Затем он обратился к Достопочтенному Ананде: «Приходили ли сюда наши женщины, Ананда?»
«Да, великий царь».
«Подарили ли они Достопочтенному что-нибудь?»
«Великий царь, они преподнесли мне пятьсот одежд».
«И что же Достопочтенный намеревается делать с этими одеждами?»
«Великий царь, я разделю их между монахами, одежды которых износились».
«А что же Достопочтенный намеревается делать с этими изношенными одеждами?»
«Великий царь, мы сделаем из них стёганые покрывала».
«А что же Достопочтенный намеревается делать со старыми покрывалами?»
«Великий царь, мы сделаем из них чехлы для подушек».
«А что же Достопочтенный намеревается делать со старыми чехлами для подушек?»
«Великий царь, мы сделаем из них коврики».
«А что же Достопочтенный намеревается делать со старыми ковриками?»
«Великий царь, мы сделаем из них полотенца для ног».
«А что же Достопочтенный намеревается делать со старыми полотенцами для ног?»
«Великий царь, мы сделаем из них тряпки».
«А что же Достопочтенный намеревается делать со старыми тряпками?»
«Великий царь, мы порвём их на лоскутки, смешаем с глиной и используем для закладки глиняного пола».
Тогда царь Удена подумал: «Эти сыны Сакьев умело пускают в ход всё, и ничего не принимают в качестве имущества одного человека». И он подарил Достопочтенному Ананде ещё пятьсот одеяний.