Taia писал(а):Берём все сутты, где Татхагата обращается к мирянам, говорит о них. "Домохозяин, ..."
Не важно об отречении они или ещё о чём-то. Просто вносим их в раздел. Эти сутты - 7%-10% процентов от канона.
Вот и всё. Никакого субъективизма.
ну у меня еще была мысль что можно просто привести те или иные цитаты из сутт, которые подходят под описание быта, возможного в миру.
например есть уже упоминаемая мной МН 2 Саббасава сутта О всех загрязнениях
она начинается с обращения к монахам:
Я cлышал, что однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. Там он обратился к монахам: «Монахи!»
«Да, Учитель» – отвечали монахи.
Благословенный сказал: «Монахи, уничтожить загрязнения ума может только тот, кто знает и видит, а не тот, кто не знает и не видит.
однако в этой сутте есть пример того, какое отношение нужно взращивать и как мирянин может обустраивать свой быт, свою жизнь:
3) И какие загрязнения следует устранять использованием? Вот монах с правильным памятованием пользуется одеянием просто для того, чтобы защититься от холода, защититься от жары, защититься от укусов мух, комаров, защититься от солнца, ветра и ползающих тварей. Он пользуется одеянием просто для того, чтобы скрыть те части тела, что вызывают чувство стыда.
С правильным памятованием он употребляет пищу, собранную как подаяние – не ради развлечений, не ради упоения, не ради откорма и украшения, а просто для того, чтобы продолжить жизнь этого тела, устранить его недуги, тем самым поддержать ведение святой жизни – с мыслью: «Так я устраню старые чувства [голода] и не создам новых чувств [от переедания]. Я поддержу себя, не буду порицаем, буду жить в благополучии».
С правильным памятованием он использует жилище просто для того, чтобы защититься от холода, защититься от жары, защититься от укусов мух, комаров, защититься от солнца, ветра и ползающих тварей. Он пользуется жилищем просто для того, чтобы скрыться от непогоды и радоваться затворничеству.
С правильным памятованием он использует лекарства для излечения болезней, просто для того, чтобы защититься от мучительных ощущений из-за болезней, что уже возникли, и предотвратить другие заболевания.
Неблагие, неумелые качества, такие как жажда или волнение, что могли бы возникнуть в нём – если бы он не использовал [таким должным образом] этих вещей – в нём не возникают, по мере того как он использует их [так]. Это называется загрязнениями, которые следует устранять использованием4.
4) И какие загрязнения следует устранять терпением? Вот монах терпит с правильным памятованием. Он терпит холод, жару, голод и жажду. Терпит укусы мух, комаров, ветер, солнце и ползающих тварей. Он терпит возникающие неприятные и недружелюбные слова и телесные ощущения – болезненные, мучительные, острые, пронзающие, противные и угрожающие жизни. Неблагие, неумелые качества, такие как жажда или волнение, что могли бы возникнуть в нём – если бы он не терпел всего этого – в нём не возникают, по мере того как он терпит. Это называется загрязнениями, которые следует устранять терпением.
5) И какие загрязнения следует устранять избеганием? Вот монах с правильным памятованием избегает встреч с диким слоном, с дикой лошадью, с диким буйволом, с дикой собакой, со змеёй. Он избегает пней, колючек, пропастей, обрывов, выгребных ям, канализаций. С правильным памятованием он избегает сидеть в ненадлежащих местах или заходить в неподходящие жилища, он избегает общения с плохими друзьями, что бросило бы тень подозрений в неблагом поведении по отношению к нему среди его знающих друзей по святой жизни. Неблагие, неумелые качества, такие как жажда или волнение, что могли бы возникнуть в нём – если бы он не избегал всего этого – в нём не возникают, по мере того как он этого избегает. Это называется загрязнениями, которые следует устранять избеганием.
эти моменты вполне может реализовать мирянин, хотя найдется тот кто будет говорить, мол в этой сутте Будда обращается к монахам, значит мирян это не касается.
но в случае с цитатами это будет уже не список сутт, а подборка афоризмов.
"Учение Будды для мирян, так как его понял и собрал в одном документе ...(вставить нужное имя)"
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то