В каких-то случаях да, но это не универсальное правило. Но об этом ниже.
Не в каких-то, а в подавляющем большинстве.
Это смотря как медитировать. В теории - опять же да. Но тут как бы поговорка - "научи дурака богу молиться он и лоб разобъет". Не надо делать ошибок и будет ок.
Да как угодно. Исход один - либо неэффективность (или крайне низкая эффективность), либо негативные последствия.
Я буквально неделю назад читал одну из посвященных этому сутт, действительно развитие сосредоточения основывается на нравственности. Но не в силу какой-то "особой магии нравственности". Если человек выпивает, постоянно находиться в аффективных состояниях ума (гневе, сильных привязанностях), не воздержан в еде, сексе и тому подобном, то и правда развить сосредоточение будет сложновато. Это как бы очевидно. Естественно, должен быть минимальный "порог вхождения" для занятия медитацией, но вообще вы думаете безнравственный человек будет медитировать? Сложно такое представить, если это вообще есть... Это редкость. А потому тут проблемы нет.
Это не редкость как раз, увы. Сейчас медитацией занимаются все кому не лень, и не воздержанные в сексе, и психически неустойчивые, и не имеющие правильных воззрений, и не соблюдающие даже пять предписаний и так далее и тому подобное. И занимаются с наивной мыслью, что вот от этих занятий они станут воздержанными, психически устойчивыми, нравственными, сострадательными, добрыми и так далее. Этакая духовная таблетка от всего. Духовная панацея. Вполне в духе современности, к слову, поэтому понятно, почему такой спрос на всё это дело.
В реальности найти медитатора, который был бы "на ты" с нравственностью. И тут ещё отметить надо, что этап "нравственности" подразумевает не просто банальнейшие вещи типа "не воровать", а ещё и значительную степень очищения ума в качестве результата. Т.е. мало просто сказать "ну ладно, я не ворую", "ну ладно, я не вру даже по мелочам", "ну ладно, я не сплетничаю и не пустословлю" - а надо чтоб ум в принципе таких привычек был лишён - что можно подтвердить, например, тем, что человек живёт так лет, скажем, десять без напряга и провалов в этом отношении. Вот тогда это означает, что в конкретной какой-то нравственной вещи он реализован. Но чтоб степени полного нравственного очищения достичь - много может времени потребоваться. Вплоть до многих жизней (напомню - вступивший в поток, т.е. арья уже, отнюдь не заурядный человек, может так практиковать 7 жизней подряд (!) перед тем, как ему удастся до эффективной медитации добраться). Ведь, как говорил Будда, готовому человеку всего несколько лет понадобится (а то даже и дней), чтобы медитация привела к полному просветлению. Если этого нет, очевидно, он не готов.
Ну, как же а его ученики? Их было довольно много.
Ученики, как и сам Будда лично - исключение из правил, готовые (каммически) люди, достигавшие ниббаны за кратчайшие сроки. Но они закончились 2500 лет назад также быстро, как и появились в мире.
Это, конечно, прекрасно. Но не стоит противопоставлять достиженцев и таких вот мирских практиков. Было бы лучше если бы сохранялась бы и непрерывная линия достигших Нирваны в Тхераваде, не правда ли? Помимо таких вот простых и не шикбо продвинутых? Или если бы простые и не продвинутые достигали тоже Нирваны или каких-то высоких уровней. Это было бы еще лучше, разве нет? О чем тут вообще можно спорить тогда?
Так никто и не спорит. Просто я исхожу не из позиции "бы, да кабы" - а из реалий. Да, конечно, было бы чудесно, если бы каждый зелёный неофит прошёл бы ретритик и вышел просветлённым. Но жизнь совсем другое показывает.
Вопрос как раз хочет ли человек. Хочет ли "как правильно". Вы думаете люди не медитируют, потому что так "правильно"? Конечно, нет.
Тут вы исходите из модной нынче парадигмы "буддизм - это медитация". На самом деле в Азии многие не медитируют, как раз, потому что знают, что не готовы для этого. Это трудно понять западному человеку, который в буддизм через вот этот тренд приходит, воспринимает потом его как данность, и по-иному уже и не мыслит. Импринтинг называется -)
Но это и не хорошо, зачем сознательно себе на ноги вешать гири?
А зачем, например, воду в ступе толочь? Собственно поэтому и живут там буддисты нормально как нормальные адекватные (не улетевшие куда-то в астрал) люди. А на западе за сто лет буддизм так корней и не пустил - хотя медитаторов пруд пруди. Все заняты только медитацией, в то время как финансовая поддержка западного буддизма идёт только (за редчайшим исключением) от азиатов-мигрантов, или даже напрямую из Азии.
Ну, не знаю. Мой личный опыт, опыт тех кого я знаю говорит прямо противоположное. Очевидно, что если вы постоянно наблюдаете свой ум, вы видите его тенденции, видите почему они появляются, когда и как, постепенно от всего освобождаетесь, привязанности к чему-либо, вообще желание чего-либо становится меньше, вы его наблюдаете и освобождаетесь. Видите бессмысленность гнева, меньше злитесь или вообще не злитесь и так далее. Это ли не хорошо? С практикой концентрации тоже вроде бы все понятно - при ежедневной практике вы становитесь спокойнее + видение практикуемое выше приобретает устойчивый характер в жизни, длящийся дольше и дольше. Опять же лучше понимается принцип сострадания, когда видится свое страдания из-за ума, неведения, пустого следования за мыслями и прочим. Не понимаю, как можно быть против этого.
По-первых, всё это можно делать и без формальных медитаций. У человека, благо что, есть такая врождённая вещь как саморефлексия - способность познавать свои же собственные мысли, настроения и так далее. Этого вполне достаточно для успешной реализации всего, что вы описали. А если вы и этого не можете - то и медитации никакие вам не помогут, и скорее, даже усугубят всё.
Вы имеете в виду непривязанных ни к чему вообще? Ну, это только просветленные наверное, нет? На 1005 не привязаны. Главное разница в сознании и личных качествах до и после так сказать? Вы правда никогда ни у себя ни у других улучшений не наблюдали от медитации?
От (успешной) медитации есть кратковременная безмятежность и повышенная острота восприятия, что, конечно, не плохо, но не критично для успешной буддийской практики. В практике важна саморефлексия 24 часа в сутки с соответствующими повседневными точечными усилиями по работе с повседневным умом. Памятования крайне важны. Другими словами - важна буддийская повседневная жизнь. Искусственные "сидения" и прочее этого заменить не могут, и не сильно этому способствуют.
Все верно, просто помимо размышлений таких (это базовая практика во всех школах буддизма), есть и випассана - можно наблюдать не только же дыхание, а ум.
См. выше про врождённую саморефлексию -)
Увидеть пагубность желания, что оно является причиной страдания. Только размышлений маловато будет, чтобы это осознать, если все время наблюдать ум во время любой деятельности, то это будет большой помощью в осознании этого факта.. поэтому я собственно и пишу что медитация как раз важна, чтобы лучше понять зачем практиковать, почему и так далее.
Как раз только частыми размышлениями и частыми повседневными наблюдениями это и обретается, а "наблюдать ум в деятельности" - это лишь "наблюдение ума в деятельности" и всё. Будда ушёл в монахи не потому, что много "випассанировал" - а потому, что наблюдал в реальной жизни ряд неприятных повседневных вещей. Короче говоря, в первом случае развивается мудрость, во втором случае тренируется внимание, осознанность. Разные совсем вещи. Они нужны обе, конечно, но одно не заменяет другого. Если развивать только "осознанность" - то это будет Одноричный Путь. А нужен, всё-таки, Восьмеричный, который, кстати, начинается с Воззрений, а не Осознанности -)