Роботы-монахи, приложения с призывами к молитве и чатботы для исповеди - религиозные практики постепенно переходят в цифровую сферу. И хотя многие представители духовенства пока находятся в стадии отрицания новых технологий, рано или поздно им придется принять новую реальность. Однако говорить о виртуальных адептах религии пока рано, считают эксперты.....
Тут два интересных вопроса: вопрос о проникновении цифровых технологий в религиозную жизнь в принципе. И вопрос "одушевлённости" роботов.Андроиды могут рассчитывать лишь на проведение простых ритуалов. В прошлом году японские инженеры превратили робота Pepper в священника, обученного проводить буддийские траурные церемонии. Услуги робота обойдутся в $462, тогда как реальному священнику придется заплатить $2232.
Хотя в большинстве случае между представителями духовенства и роботами нет конкуренции, многие священники выступают против искусственного интеллекта. Как отмечает Синглер, религия осваивает технологии в три этапа — отрицания, принятия и адаптации. Многие люди пока находятся на первой стадии. «Религиозные институции могут сначала воспринимать инновации негативно, но со временем технологии все равно становятся частью мейнстрима», — считает эксперт.
Многие священники выражают беспокойство по поводу слишком человекоподобных машин. Также они часто говорят о проблеме зависимости от соцсетей. Распространение сексуальных роботов — еще одна этическая проблема, которое вызывает негативную реакцию у церкви.
Стать адептами определенной религии обладатели искусственного интеллекта вряд ли смогут в обозримом будущем. Синглер считает, что в размышлении на эту тему проявляется склонность человека к антропоморфизму — перенесению человеческих свойств на животных, неодушевленные предметы и явления.
Понятно, что вначале в буддийской среде будет полное отрицание того, что роботы живые, т.к. они не обладают сознанием. Однако вопрос "одушевлённости дргого" в буддизме ставился даже в древности. По сути ведь мы не можем доподлинно сказать о другом человеке, что он столь же живой, как мы. Максимум, что возможно - это делать логические выводы на основании анализа поведения этого "другого"
Когда роботы и нейросети достигнут того предела, когда отличить поведение робота от живого человека станет невозможным, вопрос о их "одушевлённости" может быть поставлен и в буддизме. И ответ на него не столь уж однозначен будет. Ведь вполне возможно, что усложнившаяся электронная начинка станет подходящей нама-рупой для "вхождения" в неё (или "соединения" с ней) потока сознания.
В конце концов обитатели нескольких лок и люди начала каппы рождаются посредством самовозникновения, без билологических родителей. Почему бы и с роботами такое не прошло бы?