Джханы может даже путуджана достичь, что же это сотапаны такие слабые медитаторы, что никто из них в мире Брахмы не может родиться?
Путхуджана с джханой - это без 5 минут арахант. Если такой слышал Дхамму (просто лекцию) - становился сразу святым. Например, 1000 аскетов братьев Кассап. Или небезызвестный Бахия. И он да, в сто раз круче с т.з. самадхи (да и с т.з. развитости других качеств тоже), чем сотапанна. Собственно, по этой причине Будда пожелал вначале учить (среди всех прочих путтхуджан) своих учителей, с развитым самадхи, а не возможных сотапанн. Будде нужны были араханты по-быстрому. А они получались из путтхуджхан с джханами, либо из путтхуджхан, способных очень быстро достичь и развить джхану.
Кстати, мои цитаты по поводу восьмеричного пути, которым должен обладать сотапана и Ваш тезис легко объединяется и объясняется допущением упачара-самадхи — глубокой концентрации уровня кама-локи, которая при нестрогом подходе включаться в понятие джхана.
Я упачару вообще не рассматриваю - это поздний и сугубо тхеравадинский термин, не разделяемый другими школами. Уровень сотапанны (с т.з. самадхи), в целом, по канону, это уровень занятого мирянина, далёкого от медитаций. Т.е. неким уровнем сосредоточения он обладает - но этот уровень достаточно обывательский.
Да и вообще, джхана - это конец пути. А сотапаннство - это только начало пути. Разница может быть аж в 7 жизненных сроков.
Еще раз: правильное самадхи = джхана (см. Махасатипатхана сутте), сотапана обладает правильным самадхи
Не всегда. Есть и более простые определения самадхи:
"И что такое, монахи, благородное правильное сосредоточение с его опорами и вспомогательными средствами, то есть, с правильными воззрениями, правильным устремлением, правильной речью, правильным действием, правильными средствами к жизни, правильным усилием, и правильный осознанностью? Единение ума, наделённое этими семью факторами называется благородным правильным сосредоточением с его опорами и вспомогательными средствами".
или вот:
«Единение ума, друг Висакха, является сосредоточением. Четыре основы осознанности являются основой сосредоточения. Четыре правильных старания являются оснащением сосредоточения. Повторение, развитие, взращивание этих самых состояний является в этом плане развитием сосредоточения».
Если брать термин
самадхи комплексно (используется при делении: сила-самадхи-паннья), то это вовсе целый спектр разных пред-медитативных практик (см ДН 10), включая, например, охрану дверей чувств, которая относится к развитию самадхи в таком комплексном понимании. C этой точки зрения, например, человек, добившийся неких результатов в практике охраны дверей чувств, вполне себе обладает неким уровнем реализации в самадхи.
Повторюсь, сосредоточение как элементарный психический фактор, есть даже у животных. Степень его силы может сильно варьироваться у индивидуумов - и далеко не всегда (да даже практически никогда) это уровень джханы. Обладание даже первой джханой - это уже совершенное самадхи (полностью развитое т.е.)., с т.з. пути, т.к. сказано, что (любой) анагамин обладает совершенным сосредоточением. А у него в принципе может быть только первая джхана, согласно АН 9.34