Список форумов › Инфо › ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ
onion писал(а):...он рассказывал в разное время о трех путях к освобождению
Также они говорят, что будда постепенно рассказывал всё боьше и больше истины, и последователям тхеравады была раскрыта неполная картина... И делал он так, потому что видел кому и что лучше знать, а что не знать.
Дело в том, что Будда учил учеников пути Арахантов (Савакабудд) с главной целью - достижением Ниббаны.onion писал(а):От последователей Тхеравады я слышу, что Махаяна и Ваджраяна были придуманы через несколько веков после смерти Будды Готамы. А от последователей этих 2х традиций я слышу, что он рассказывал в разное время о трех путях к освобождению, поэтому все традиции верны, но предназначены для разных личностей, кому что больше подходит. Также они говорят, что будда постепенно рассказывал всё боьше и больше истины, и последователям тхеравады была раскрыта неполная картина. В частности, им он не расскзывал о пустотности дхарм (если я не ошибаюсь).И делал он так, потому что видел кому и что лучше знать, а что не знать.
Кому верить? Если не сложно, ознакомьте меня с подтверждением или опровержением тех и других мнений.
MN 60.Что касается тех почтенных брахманов и отшельников, которые придерживаются такой доктрины, имеют такие воззрения: «Нет абсолютного прекращения существования» – то это их воззрение граничит с жаждой, граничит с путами, граничит с пристрастием, граничит с удержанием, граничит с цеплянием.
Что касается тех почтенных брахманов и отшельников, которые придерживаются такой доктрины, имеют такие воззрения: «Есть абсолютное прекращение существования» – то это их воззрение граничит с отсутствием жажды, граничит с отсутствием пут, граничит с отсутствием пристрастия, граничит с отсутствием удержания, граничит с отсутствием цепляния».
Всё-таки скорее освобождению от страданий путём прекращения трёх видов танхи и авидджжи.Volovsky писал(а):Основное отличие, я бы сказал, в целях. В Тхераваде цель — прекращение существования (прекращение нама-рупы),
Ну я немного сократил, чтобы цитате лучше соответствовало :) и чтобы подчеркнуть различия. В Махаяне-Ваджраяне тоже декларируют прекращение неведения, но прекращение существования не предполагается.Топпер писал(а):Всё-таки скорее освобождению от страданий путём прекращения трёх видов танхи и авидджжи.
А само существование прекращается вследствие смерти.
Это не так. Цель как можно быстрее достичь состояние Будды, чтобы наиболее эффективно помогать живым существам. Достижение состояния Будды - это конец существования для неведения. Так как махаянцы (по крайней мере, ваджраяна точно) верят, что Будды "умерев" внутри, могут спокойно перерождаться на благо существ (разумеется, без страдний или желания жизни, исключительно из сострадания), то это вполне логично. Как можно быстрее достичь освобождения, чтобы потом как можно лучше и быстрее помочь страдающим существам. Поэтому порождается бодхичитта и т.д.Volovsky писал(а):в Махаяне (и особенно в Ваджраяне) — продолжение существования, но на более высоком уровне
Volovsky писал(а):в Махаяне (и особенно в Ваджраяне) — продолжение существования, но на более высоком уровне
Так это и есть существование на более высоком уровне.zemlew писал(а):Это не так. Цель как можно быстрее достичь состояние Будды, чтобы наиболее эффективно помогать живым существам. Достижение состояния Будды - это конец существования для неведения. Так как махаянцы (по крайней мере, ваджраяна точно) верят, что Будды "умерев" внутри, могут спокойно перерождаться на благо существ (разумеется, без страдний или желания жизни, исключительно из сострадания), то это вполне логично. Как можно быстрее достичь освобождения, чтобы потом как можно лучше и быстрее помочь страдающим существам. Поэтому порождается бодхичитта и т.д.
Часть практик безусловно такие же, как в тхераваде.zemlew писал(а):Может, бханте Топпер и другие монахи прокоментируют такой вопрос? На первый взгляд, похоже что в Махаяне (без тантры) основные практики те же, что и в Тхераваде, - успокоение, прозрение, нравственность. Взять тот же сутрический путь бодхисаттвы по 6 парамитам. Щедрость, Терпение, Нравственность, Усердие ложатся и в Б8П и в нравственность мирянина. Просто выделены терпение и усердие, помимо даны и шилы. Также имеются полностью аналогичные самадхи (саматха) и випашьяна (випассана). В дзен (чань, тхьен и т.д.) этим в основном и ограничиваются. Кроме некоторых теоретических отличий, не особо релевантных пути, можете объяснить разницу этого (классическая Махаяна) с Тхеравадой?
Тантрический тибетский буддизм я не беру, там практика отличается сильно.
Ох, не знаю... Сложно назвать все же существованием бытие полностью просветленного, даже если тело его живо. Мне этот концепт вполне понятен и мне кажется естественен, но насколько он верен, второй вопрос.Топпер писал(а):Так это и есть существование на более высоком уровне.
Да, жаль современные школы буддизма не полемизируют как-то в уважительном ключе.В этом же один из камней преткновения: сохраняют ли Будды активность в окончательной Ниббане или нет.
Бханте, Вы точно уверены что это везде так? В Ваджраяне нет такого, насколько я знаю. Что именно милостью просветленного существа произойдет просветление. Те же молитвы, скорее обращение за благословением, а не реальная просьба Будде (или кому-то еще) снизойти, дать просветление и так далее. Ну, по крайней мере я такой вывод сделал, прочитав разную литературу по Махаяне. Милость это уже больше у индиустов идет. Акцент в классической Махаяне, мне кажется, все же также на личном просветлении, но с другой мотивацией - на благо всех существ (в том числе и себя). Что касается Амитабхи - я так понял, что только там есть что-то такое, но там вроде бы смысл такой, что накопить достаточный отпечаток в уме и силой этого переродиться в чистой земле Амитабхи и там уже спокойно практиковать долгое время без падения в низ.т.е. этот момент переводит вектор практики с личного освобождения (каждый должен пройти путь сам) на практику с помощью милости Будды
3 каи меня не сильно смущают, это скорее способ описывать реальность, на мой взгляд. В том же Чань на практику (которая, насколько я знаю, смесь шаматхи и випассаны) не влияет особо.Второй момент это наличие нирманакай и упай.
А вот это да, не очень понятно. За счет чего, почему. Может быть, за счет сильной веры и самадхи на мантре, какие-то негативные умственные привычки очищаются. Но вообще, мне эти методы не близки, я их не понял, но не уверен что это ересь, а не искусный метод, который может помочь развить нужные качества ума, склонному к этому человеку.очищающие мантры, которые способны очистить неблагую камму.
zemlew писал(а):Ох, не знаю... Сложно назвать все же существованием бытие полностью просветленного, даже если тело его живо. Мне этот концепт вполне понятен и мне кажется естественен, но насколько он верен, второй вопрос.
zemlew писал(а):Но вообще, мне эти методы не близки, я их не понял, но не уверен что это ересь, а не искусный метод, который может помочь развить нужные качества ума, склонному к этому человеку.
Пожалуй им необходимо метту практиковать в своих школах. Это хорошо прочищает ум от неуважительного тона.zemlew писал(а):Да, жаль современные школы буддизма не полемизируют как-то в уважительном ключе.
Если у Будды остаётся сознание после смерти тела - то однозначно можно говорить о существовании.zemlew писал(а):Ох, не знаю... Сложно назвать все же существованием бытие полностью просветленного, даже если тело его живо. Мне этот концепт вполне понятен и мне кажется естественен, но насколько он верен, второй вопрос.
Махаяна (включая ваджраяну) очень многообразна. Это примерно как у протестантов в христианстве: можно найти и такое и эдакое объяснение. По опыту общения на БФ могу сказать, что у разных махаянцев могут быть совершенно разные воззрения на этот счёт.Бханте, Вы точно уверены что это везде так?
в ваджраяне это как раз таки есть. Достаточно вспомнить стандартную семичленную молитву. Там вполне конкретное моление к просветлённым не уходить в покой Ниббаны и продолжение вращение Колеса Дхаммы.В Ваджраяне нет такого, насколько я знаю.
Свои усилия там не отрицаются. Однако перерождение в чистой земле Будды Амитабхи происходит как раз таки за счёт его сил, а не сил самого человека. Собственно говоря в этом и есть "фишка" метода: что можно достичь результата вопреки своей камме и усилиям. Достаточно в момент смерти вспомнить о Будде Амитабхе и призвать его на помощь.Акцент в классической Махаяне, мне кажется, все же также на личном просветлении, но с другой мотивацией - на благо всех существ (в том числе и себя). Что касается Амитабхи - я так понял, что только там есть что-то такое, но там вроде бы смысл такой, что накопить достаточный отпечаток в уме и силой этого переродиться в чистой земле Амитабхи и там уже спокойно практиковать долгое время без падения в низ.
В чане - да, на это упор не делается. Однако философский базис чань связан со школами хуаянь и тендай. Кроме того чань в какой-то степени интегрируется и с амидаизмом.3 каи меня не сильно смущают, это скорее способ описывать реальность, на мой взгляд. В том же Чань на практику (которая, насколько я знаю, смесь шаматхи и випассаны) не влияет особо.
Тут не нужно выдумывать велосипед. Идея мантр пришла в махяну прямиком из индуизма, а там мантры обладают собственной сакральной силой без отсыла к каким либо идеям про негативные умственные привычки.А вот это да, не очень понятно. За счет чего, почему. Может быть, за счет сильной веры и самадхи на мантре, какие-то негативные умственные привычки очищаются.
с т.з. тхеравады такие методы излиши. Получается, что махаяна (точнее монахи её создавшие) считали, что могут улучшить неулучшаемое.Но вообще, мне эти методы не близки, я их не понял, но не уверен что это ересь, а не искусный метод, который может помочь развить нужные качества ума, склонному к этому человеку.
Метта - да, крайне желательна для всех.Bee писал(а):Пожалуй им необходимо метту практиковать в своих школах. Это хорошо прочищает ум от неуважительного тона.
Считаю что метта первый важный аспект бытия буддистов будь отдельно взятые хоть семи пядей во лбу знатоками.
Без метты человек не может называться буддистом.
Bee писал(а):Считаю что метта первый важный аспект бытия буддистов будь отдельно взятые хоть семи пядей во лбу знатоками.
Без метты человек не может называться буддистом.
Буддизм не учит толерантности. Буддизм учит блюсти Вселенскую Дхамму, и быть дружелюбным во всйом и ко всем.aNiMa-00170 писал(а):
Мнение: <<Но буддизм учит толерантно относиться даже
к учениям других религий [и их терминам]>> —
Вы не забывайте о том, что канон не есть прямое слово Будды. Критикует. Да. И это прекрасно. Это нормально когда один видит блуждания заблудших и с помощью критики пытается вывести их на путь истины.aNiMa-00170 писал(а):Ответ бхиккху: "В том смысле, что не подвергать насилию, — да, разумеется. Но я не вижу уважения в словах Будды из Канона, где он явно критикует другие учения,
в особенности джайнов, а монахов призывает не спускать критику других, а разъяснять неправоту оппонентов, — опять же без насилия, разумеется"...[/color]
Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ
Сейчас этот форум просматривают: 139 гостей