Shadow777 писал(а):Но ведь эта неподвижная осознанность совершенной чистоты может охватывать всю вселенную и все существа, простираясь в безграничность. Это совершенно не обязательно должно быть некое ступарозное, суженое сознание, сосредоточенное на «объекте».
Я так понимаю, это только в 5 дхьяне по-настоящему происходит. До этого, это как обязательная характеристика дхьян не описывается в суттах. Ну, мы это обсуждали уже. Вообще, все эти усложнения, улыбки, дхьяны, когда есть мысли.... имхо это все какое-то неверное понимание и принятие состояний концентрации уровня упачара самадхи за что-то великое. Насчет Вималарамси, почитайте, например, его самого -
http://begintosee.blogspot.com/2008/10/differences-between-mahasi-style-and.html. По сути, он критикует тот момент, что в методе випассаны Махаси Саядо (или в толковании випассаны), Махаси призывает наблюдать отвлечение, а потом возвращаться к объекту медитации, но без расслабления, отпускания. И что типа медитаторы напрягаются и подавляют препятствия в однонаправленной концентрации вместо отпускания, что устраняет их лишь временно. И вместо прозрения имеют упачара самадхи в лучшем случае. В моем, опыте все не так, например. Я в однонаправленной медитации не использую никаких специальных расслаблений, осознаний препятствий и т.д. Просто направляю внимание на объект, когда есть навык, объект удерживаешь без усилий, а то что возникает в уме автоматически замечается и надо действительно расслабиться, не цепляться и не подпитывать отвлечения, которые возникают, тогда они сами уходят и становится все меньше, не надо их специально осознавать или расслаблять даже. Это все увеличивает поглощение тем объектом, на который внимание направлено, что как бы логично - другие объекты возникающие в уме ты не питаешь вниманием, просто не уделяя им внимания, если они возникают. Насколько я понимаю, Аджан Брахм также учит самадхи и также это согласуется с ВМ и с другими школами буддизма. Например, шаматха в тибетском буддизме также примерно практикуется, насколько я понимаю. У бханте Вималарамси просто метод шаматхи-випассаны, похожий на дзадзен чаньский, только с добавлением концептуальных элементов типа "улыбки" напряжению и т.д. Там только внимание якорится фактом сидения, а не дыханием и также отмечается все вниманием, что входит в восприятие, спокойно, без оценок, расслабленно. Мне это не кажется правильным и полезным подходом, по крайней мере, в отношении достижении дхьян и самадхи.