Парадокс отсутствия повелительного наклонения.

Список форумов Теория и практика ТЕОРИЯ

Описание: Обсуждения теоретической Дхаммы.

#1 Viachhh » 28.07.2018, 09:21

Казалось бы, чего проще и естественней излагать йогическую практику так: делай так-то и так-то( повелительное наклонение, второе лицо ), получишь то-то и то-то. Но, в ключевых сутрах тхеравады Сатипаттхана сутте и Анапанасати сутте используется другой способ объяснения. Даётся описание от третьего лица( то ли действий, то ли пребывание в результате уже совершённых действий, то ли одновременности первых двух ). А также прямая речь, т.е. описание от первого лица( опять же непонятно то ли действий, то ли пребывание в результате уже совершённых действий, то ли одновременности первых двух ). Создаётся впечатление, что Будда намеренно избегает повелительного наклонения( второго лица ). Т.е. изложение носит не побудительный( делай определённые шаги), а описательный характер( фактически здесь даётся описание открывающегося феноменологического ландшафта переживаемого в данный момент йогического опыта ). Встаёт вопрос, почему Буддой выбран такой способ изложения йогической практики? Это стиль той эпохи( использовался ли такой же способ изложения йогических практик в современных Будде духовных движениях: джайнизме, индуизме и т.д.)? Методологический приём( тогда в чём состоял замысел Будды )?
Ссылки на сутры:
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn10-satipatthana-sutta-sv.htm
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn118-anapanasati-sutta-sv.htm
Viachhh
Репутация: 13
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 25.06.2018
Традиция: Ваджраяна

#2 Bee » 28.07.2018, 10:06

Этот парадокс и размышления о нем, будут способствовать очищению ума, приблизят ли к нирване?
Нет? Тогда не подписываюсь на эту тему.
Прежде утверждения проверь,
так ли это в действительности.
Bee
Репутация: 20
Сообщения: 212
Зарегистрирован: 17.06.2018
Традиция: Нет

#3 Eastert » 28.07.2018, 11:27

Это может оказаться чисто лингвистическим явлением
Eastert M
Откуда: Украина
Репутация: 14
Сообщения: 74
Зарегистрирован: 15.06.2016
Традиция: Тхеравада

#4 Eastert » 28.07.2018, 11:31

Может потому что кто-то и хочет в сансаре оставаться, в таком случае почему Будда будет ему говорить "делай это", он лучше просто опишет ситуацию рассказом о третьем лице.
Eastert M
Откуда: Украина
Репутация: 14
Сообщения: 74
Зарегистрирован: 15.06.2016
Традиция: Тхеравада

#5 Bee » 28.07.2018, 12:40

Insider12 писал(а):Может потому что кто-то и хочет в сансаре оставаться, в таком случае почему Будда будет ему говорить "делай это", он лучше просто опишет ситуацию рассказом о третьем лице.
И это правильно. И однажды напишут :
Так я слышал...
Однажды, Будда, шарясь по интернету, заберёл на форум Тхеравада.ру
Почитал различные темы и видя бесконечные споры не приводящие к освобождению, молвил слово своё.
- О почтенные нойоны! Спорить можно ради поиска причин страданий, находить способы устранения причин страданий, и как только способ буден найден то немедленно его использовать и устранить причину страдания безоговорочно. Так можно достичь освобождения. А пространные философские баталии приведут к ещё большему невежеству, поскольку нет пользы от разговоров о неизведанном.
Прежде утверждения проверь,
так ли это в действительности.
Bee
Репутация: 20
Сообщения: 212
Зарегистрирован: 17.06.2018
Традиция: Нет

#6 Ericsson » 28.07.2018, 13:19

Viachhh, в более коротких суттах, в которых каждый из пунктов поясняется по отдельности, Будда использует подбадривающие формулы, обычно такую: "поэтому, бхиккху, вот как вы должны тренировать себя..." (Цитирую по памяти, извините, если ошибся). Причина почему в двух больших суттах использовано третье лицо - думаю, это из-за того, что в этом случае побуждающие формулы одна за другой могли бы создать впечатление давления, больше чем необходимо. ...

Кроме того, есть такой момент, что методы буддийской тренировки бхиккху это именно методы тренировки. У некоторых слушателей (читателей) могут возникать мысли, что Будда, давая описания например кладбищенских созерцаний, или техники осознания непривлекательности тела - описывает онтологию реального мира. И более мягкие грамматические формы выражения могут способствовать тому, что ученики (миряне особенно) не станут впадать в ужас и в панику от соответствующих изложений. Да, в рамках метода скажем тело непривлекательно, то есть "далее... Когда монах размышляет о непривлекательности... Тогда..." ... Но это в рамках метода, а не "вообще". Если мирянин от излишнего рвения и под впечатлением от прочтения описаний этих методов, придет в ступор, как это порой бывает, когда некоторые друзья делают для себя вывод вроде "всё дуккха", то есть опасность ... Так что более отстраненный и грамматически нейтральный способ изложения в данном случае может играть роль предохранителя для части "горячих голов" :smile:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

#7 Volovsky » 28.07.2018, 16:04

Да, повелительное наклонение — тоже не редкость: "Развивайте, монахи... то-то и то-то" или "так вы должны тренировать себя ..." и т.д.
Volovsky M
Аватара
Репутация: 173
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 07.04.2017
Традиция: Тхеравада

  • 1

#8 Bee » 28.07.2018, 16:33

Volovsky писал(а):Да, повелительное наклонение — тоже не редкость: "Развивайте, монахи... то-то и то-то" или "так вы должны тренировать себя ..." и т.д.
Почему-то умалчивается о том, требовали ли послушники подтверждения говоримого Буддой цитатами из имеемых тогда книг.
Прежде утверждения проверь,
так ли это в действительности.
Bee
Репутация: 20
Сообщения: 212
Зарегистрирован: 17.06.2018
Традиция: Нет

#9 Dz » 30.07.2018, 11:21

Bee писал(а):Почему-то умалчивается о том, требовали ли послушники подтверждения говоримого Буддой цитатами из имеемых тогда книг.
Когда есть Будда, книги не нужны. Когда Будды нет, больше инфу взять неоткуда. Арахат - это замечательно, но см. соседнюю тему.
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

#10 Bee » 30.07.2018, 12:47

Dz писал(а):Когда есть Будда, книги не нужны.
Интересно, а как вы отнесетесь к нему когда заговорите с ним?
Прежде утверждения проверь,
так ли это в действительности.
Bee
Репутация: 20
Сообщения: 212
Зарегистрирован: 17.06.2018
Традиция: Нет

#11 Bee » 30.07.2018, 15:31

Или так :
Он незатейливо подойдёт, обратится к вам и скажет, - Здравствуйте Dz, очень приятно познакомиться, я Будда.

Вот, что вы будете делать? :roll:
Прежде утверждения проверь,
так ли это в действительности.
Bee
Репутация: 20
Сообщения: 212
Зарегистрирован: 17.06.2018
Традиция: Нет

#12 ura1 » 30.07.2018, 16:13

Dz писал(а):Когда есть Будда, книги не нужны. Когда Будды нет, больше инфу взять неоткуда
Правильно
Следует задуматься над тем что значит принять прибежище в Будде сейчас в данный перид жизни
1+ 000000000000000000000000000000000000000000..............
ura1 M
Аватара
Откуда: с юга
Репутация: 115
Сообщения: 1066
Зарегистрирован: 07.03.2015
Традиция: Нет

#13 Странник » 01.08.2018, 14:12

Bee писал(а):Или так :
Он незатейливо подойдёт, обратится к вам и скажет, - Здравствуйте Dz, очень приятно познакомиться, я Будда.
У нас нет шансов с ним встретиться.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1469
Сообщения: 1316
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#14 ura1 » 01.08.2018, 15:48

Странник писал(а):У нас нет шансов с ним встретиться.
С такой мыслью точно нет
Поскольку отрицается сама возможность
А с чего вы взяли - что нет?
1+ 000000000000000000000000000000000000000000..............
ura1 M
Аватара
Откуда: с юга
Репутация: 115
Сообщения: 1066
Зарегистрирован: 07.03.2015
Традиция: Нет

  • 1

#15 Странник » 01.08.2018, 16:43

ura1 писал(а):А с чего вы взяли - что нет?
Пока существует Дхамма новый Будда не может появиться
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1469
Сообщения: 1316
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#16 ura1 » 01.08.2018, 19:48

Странник писал(а):Пока существует Дхамма новый Будда не может появиться
Вы прибежище принимали в Будде?
1+ 000000000000000000000000000000000000000000..............
ura1 M
Аватара
Откуда: с юга
Репутация: 115
Сообщения: 1066
Зарегистрирован: 07.03.2015
Традиция: Нет

#17 Странник » 02.08.2018, 16:00

ura1 писал(а):Вы прибежище принимали в Будде?
Так же как и в Дхамме и Сангхе
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1469
Сообщения: 1316
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#18 ura1 » 02.08.2018, 16:12

Странник писал(а):Так же как и в Дхамме и Сангхе
Я почему спрашиваю
Потому как принять прибежище у живого Будды это понятно
просто переходишь под защиту к Будде во всех отношениях
И Его слово становится для подзащитного Законом
И что бы тебе не говорилось из его уст ты воспринимаешь своими ушами перевариваешь и применяешь как указание
А как это выглядит когда нет живого рядом?
С сангхой понятно -есть общность последователей которые живут с тобой рядом
1+ 000000000000000000000000000000000000000000..............
ura1 M
Аватара
Откуда: с юга
Репутация: 115
Сообщения: 1066
Зарегистрирован: 07.03.2015
Традиция: Нет

#19 Странник » 02.08.2018, 16:33

ura1 писал(а):А как это выглядит когда нет живого рядом?
Вы видимо не очень представляете, что такое принимать Прибежище в Будде. Но это уже оффтопик, хотя сама по себе тема хороша.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1469
Сообщения: 1316
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#20 ura1 » 02.08.2018, 16:43

Странник писал(а):Вы видимо не очень представляете, что такое принимать Прибежище в Будде
Возможно не представляю
Поэтому и спрашиваю как это вам видится
1+ 000000000000000000000000000000000000000000..............
ura1 M
Аватара
Откуда: с юга
Репутация: 115
Сообщения: 1066
Зарегистрирован: 07.03.2015
Традиция: Нет

След.

Вернуться в ТЕОРИЯ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 23 гостя