Andrew90 писал(а):Откуда ему там взяться, если сознание гаснет. Воспринимать попросту нечем.Денис писал(а):Есть ли восприятие, самоосознование в ниббане?
Е. А. Торчинов описывает буддийское понимание нирваны следующим образом:
«Как правило, буддийские тексты не содержат позитивного описания нирваны. Более того, вопрос о природе и характеристиках нирваны относился к тем, в ответ на которые Будда хранил „благородное молчание“: состояние нирваны принципиально выходит за пределы области эмпирического знания и соответствующего ей языка описания. Поэтому лучшим определением нирваны может быть или молчание, или отрицательное определение (типа „не то, не то“), или перечисление того, чем нирвана не является. В целом же можно сказать, что нирвана в буддизме — некая принципиально отличная от эмпирической форма внеличностного бытия. Следует отметить, что, согласно абхидхармистской философии, нирвана является одной из асанскрита дхарм, то есть потенциально присутствующим (но не актуализирующимся в профаническом состоянии, не „являющимся“) в сознании каждого живого существа элементарным психическим состоянием. Именно из этой теории ведут свое происхождение позднебуддийские концепции о наделенности всех живых существ природой будды или о присутствии в каждом живом существе „зародыша“ состояния будды (татхагатагарбха)»
Через почти 800 лет после Будды Нагарджуна в своём трактате «Ратна-авали раджа-парикатха» («Драгоценные строфы наставления царю») говорит:
Неверно, что нирвана есть небытие.
Но разве [можно представить] её бытие?
Прекращение раздумий о бытии и небытии
Называется нирваной.
Тхеравадин Ассаджи, знаток текстов, буддист со стажем, администратор форума по тхераваде, писал что ниббана-это прекращение бывания в сансаре, да и Нагарджуна, комментатор Качаянаготы сутты, отрицает что нирвана это небытие!
Идеи аннигиляции и этернализма строятся на иллюзии «я», оба эти взгляда ошибочные согласно Ямака сутте, сутте Трёх Вед, Анурудха сутте и Брахмаджала сутте, Палийским Каноном не рассматривается ни существование, ни уничтожение. Нельзя редуцировать Архата к чему бы то ни было.
Возможно есть некая нематериальная, ничем не обусловленная основа, дхамма ниббаны ничем не обусловлена, но в тоже время она реальна, тхеравада рассматривает дхаммы как реальные.
Рассматривайте с религиозной, психической, свободной от загрязнений, влечений, а не голой, материалистической, Балагонда Анандаметтея отрицал что ниббана это это небытие, идеи бытия и небытия, строятся на иллюзии «я», что якобы что-то должно быть или не быть, Махаси Саядо тоже нигде не писал и не говорил, что ниббана это аннигиляция, просто так может неправильно понять западный материалист. С человеческой точки зрения, люди вещие сны не могут объяснить). Татхагата изначально вне жизни и смерти, поэтому не может ни начаться, ни прекратиться. Татхагатой называют мудрость различения без влечения, избегания и безразличия. Татхагата не принадлежит какому-либо потоку и нет никакого потока, который принадлежал бы Татхагате.