#56 aniok » 08.02.2019, 06:42
Всем доброго времени суток.
Тема курсов Гоенки, и насколько они связанны с Тхеравадой, для меня довольно актуальна и неоднозначна.
На 10ти дневном курсе была не один раз. Поэтому есть непосредственный опыт их прохождения, плюс небольшие знания того, как они устроены изнутри.
Однако, у Гоенки есть ещё курс сатипатаны и длинные курсы. Лекции, и если не ошибаюсь, практика, там немного отличаются. На них я не была, и насколько там есть расхождения с Дхаммой судить вообще не могу.
Сказать, что на курсах Гоенки нет противоречий с Дхаммой, язык не повернётся. Они есть, и об этом уже писали выше.
Действительно, упор на курсе прежде всего на медитацию, но о нравственности там тоже говорится довольно много. Я знаю многих, кто посещал эти курсы много раз, и в основном они стараются как минимум соблюдать 5 правил поведения, и развивать благие качества. Это те, кто часто ездит и относится к практике серьёзно. И Канон тоже читают и другие книги по Тхераваде. Но это небольшой процент людей. Старые студенты, которые отсидели и отслужили далеко не один курс и помогают их организовывать. Однако они не считают себя буддистами, и мне кажется, именно это, не привязанность к религии их и привлекает в курсах Гоенки. Хотя, как писалось выше, в самом начале курса люди принимают прибежище. Тех, кто после курса стал буддистом, я не знаю лично, но такие возможно есть. Тех, кто после курса начал читать Канон - знаю.
Буддистов я на курсе встречала.
Для не подготовленного человека с улицы курсы Гоенки, это конечно дикий стресс. Очень многие едут действительно ради получение нового опыта, то попробовали, теперь это. Меня беспокоит такая их популярность в последние годы. Из-за отрыва от Дхаммы Будды, и последовательности продвижения по пути, у многих действительно создаётся впечатление, что нравственность, щедрость и благой образ жизни в повседневной жизни не так важен, медитации достаточно. Вот это меня и пугает. Хотя, для справедливости, хочу сказать, что на самих курсах много говорится о нравственности, и развитии благих качеств, и насколько это важно. Тут скорее играет фактор самих людей, которые едут на курс. На последнем курсе со мной был человек, который занимается охотой ради развлечения, очень это любит. После курса, разговаривая с менеджерами курса, зашла тема о нравственной жизни, и девушка менеджер, подчеркнула, что такое хобби не вяжется с нравственным поведением, и будет помехой для продвижения в медитации. Человек был удивлён, и говорил о том, что медитация – это прекрасно, но вот менять свои привычки он никак не готов.
И таких очень много, медитация – да, но вот что-то менять…. Это, мне крайне не импонирует. Повторюсь, что на курсе Гоенка делает упор на нравственность, однако, возможно потому, что соблюдение норм нравственного поведения до самого курса не является обязательным условием, люди после курса и не придают этому аспекту практики должного внимания.
Напишу о своём опыте. Ехала я на курс уже буддисткой, и 5 правил соблюдала давно. Опыта в медитации у меня было немного. О самом курсе я знала, но тоже не очень много, так как это было очень давно, и знакомых, прошедших курс, у меня тогда не было. Ехала именно с целью освоить технику медитации и полноценно посвятить ей все 10 дней, без отвлекающих факторов. Курс был не простым для меня. Тяжелее всего было именно многочасовые медитации. Однако, за этим я и ехала. Но я понимала, что я была уже подготовлена к курсу. Были правильные взгляды и ориентиры.
Мне близко мнение, написанное Бханте. Первый комментарий в этом посте.
Для себя я вижу плюсы курса именно в условиях, созданных там для практики. Однако на курсы более длинные, 20, 30 дней, я не поеду, так как там действительно нужно быть приверженцем только системы Гоенки. Я себя таковой не считаю. Людям, далёким от буддизма я бы не рекомендовала повально ехать на курсы Гоенки. Но есть те, кому это может быть полезно, и кто действительно после курса начнёт изучать Палийский Канон и разбираться что к чему. Но это единицы.
Если бы была возможность ездить на подобные ретриты проводимые монахами, выбор был бы однозначный. Потому как посещение курсов Гоенки, было скорее от недоступности иного.
Поэтому мнение неоднозначное.
Если опыт будет полезен – буду очень рада.
Всех благ)))