МН 1

Список форумов Теория и практика ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ

Описание: Обсуждаем конкретную сутту. Допускаются любые точки зрения.

  • 2

#1 dmitry.ew » 04.02.2014, 17:45

Добрый день!
Меня смутила концовка при прочтении первой сутты из Мадджхима Никая:
That is what the Blessed One said. Displeased, the monks did not delight in the Blessed One's words.
то есть
Так сказал Благословенный. Расстроенные, монахи не восхитились его словами.

Здесь конец в корне отличается от привычной (например, из МН2)
That is what the Blessed One said. Gratified, the monks delighted in the Blessed One's words.
то есть
Так сказал Благословенный. Обрадованные, монахи восхитились его словами.

Есть какие-то комментарии на эту тему? Для меня такая концовка выглядит странно, необычно.

Источник: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.001.than.html
dmitry.ew
Репутация: 13
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 25.01.2014
Традиция: Тхеравада

#2 Топпер » 04.02.2014, 17:47

Да, сутта интересна концовкой. Но хорошо показывает, что жизнь Будды и Сангхи проходили в реальной плоскости. Т.е. мы имеем не просто некий благой шаблон, а отражение действительных событий. В данном случае видим, что группа монахов не сильно была рада наставлению.
Топпер

#3 Федор » 04.02.2014, 18:24

Давайте посмотрим, о чем идет речь в этой сутте. Здесь Благословенный дает характеристику каждому уровню учеников от новичков, до Арахантов, освобожденных тем или иным способом. И дальше он говорит о достижениях Татхагаты. Вот последние слова этой сутты:

...Он понял, что наслаждение есть корень страдания и что с бытием как условием возникает рождение, и что для всякого, кто родился, есть старение и смерть. Поэтому, бхиккху, через полное разрушение, угасание, прекращение, оставление и отречение от жажды, Татхагата пробужден к высшему полному просветлению, я говорю".


Мне думается, что те ученики, которые слушали эти слова, не готовы были принять ту истину, что наслаждение - корень страдания и что существование (бытие) - основа страдания и условие для него. И что спасение от страдания, высшее, окончательное спасение находится вне существования, вне "Я", вне сознания. Это очень трудно принять человеку и радоваться тут особо нечему тому, кто еще не просветлен. Как-то так...

Ведь вот махаянцы выкрутились ведь все же, подогнали учение Будды под "вечное блаженство и вечное бытие, что только доказывает невыносимость мысли об окончательном освобождении для человеческого сознания. Не зря же Будда говорил "Дхамма лишь для некоторых..."
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4730
Сообщения: 3026
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#4 Detonator » 04.02.2014, 18:32

а на русском такой сутты нет?
Detonator
Аватара
Репутация: 939
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

  • 2

#5 SV » 04.02.2014, 19:05

Переведена, но выложена будет ещё не скоро.

Комментарий есть.


[1] Комментарий поясняет, что Будда дал эту проповедь, чтобы рассеять самомнение, которое возникло у пяти сотен учеников из-за их эрудиции и интеллектуальных знаний Дхаммы. Эти монахи прежде были брахманами, знатоками Вед, и загадочные утверждения, которые произносит Будда, скорее всего были нацелены на устранение их брахманистских воззрений, к которым они всё ещё могли цепляться.

[25] Монахи не возрадовались, вероятно, потому, что лекция слишком сильно затронула те (разные) области этих монахов, в которых их самомнение было утверждено особенно сильно. Вероятно этими областями были их остаточные брахманистские воззрения. Комментарий утверждает, что когда их гордыня уменьшилась, Будда дал этим же монахам Готамака сутту (АН 3.123), во время слушания которой все они достигли арахантства.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14123
Сообщения: 5851
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 2 гостя