Только джханы хотелось бы не мгновенной (ибо и такие разговоры идут, что у опытного мастера сосредоточение до высших джхан чуть ли не мгновенно происходит, и соответственно он может многократно за час входить и выходить из неё по необходимости) а хотя бы дня четыре чтобы длилась.
Мгновенная джхана это всё равно что нет джханы. Особенно если ты в этой "мгновенной джхане" годами сидишь - очевидно это самообман и не более того. Я допускаю феномен быстрого входа-выхода из джханы, её такую неустойчивость - но на крайне коротком периоде практики, после которого должен появиться просто гигатонный заряд энтузиазма и рванья рубах, которые очень быстро приведут к джхане постоянной, а там и ко второй и так далее. Собственно, что мы видим и по канону. Да, в суттах есть всего 1 случай, когда достигший джхан вернулся в мирскую жизнь - из-за хвастовства (ну бывает, видимо, в каких-то редких случаях) - но даже там вскоре тут же вернулся обратно в монашество и, внимание, стал арахантом. В этой же самой жизни. Это я к тому, что подлинная джхана, судя по всему, и это вообще логично, должна стать финальной стометровкой на марафоне - так называемой "приятной практикой", как сказано в суттах о быстрой-долгой-приятной-болезненной видах практик. Свернуть с этой стометровки по факту уже невозможно, если только несчастный случай с тобой какой не случится, смертельная болезнь или что-то в этом духе (такие случаи кстати тоже описаны, в том числе в одной из сутт о самоубийствах монахов - т.е. утрата возможности входить в прежде достигаемую джхану на фоне жестокой болезни привело к тому, что человек попросту ножичек взял). Вот поэтому я считаю любые заявы типа "у меня на ретрите была джхана" (а сейчас-то я не на ретрите, так, посиживаю в интернетах) - типичным самообманом, а то и вовсе враньём.
А как вы строите свою практику? есть ли сатипатхана в повседневности? практикуете усилия , охрана дверей чувств?
Анапанасати для успокоения ума?
Сатипаттхана в повседневности - это обязательный маст-хэв, но вопрос в уровне сатипаттханы, её глубине. Современными словами - это саморефлексия. Взгляд на собственное тело и сознание. А как иначе даже нравственность-то соблюдать? Надо ж уметь видеть, что у тебя в голове творится, в том числе и в настоящий момент времени, здесь-и-сейчас. Но другой вопрос, что
медитативная сатипаттхана - это вещь иного порядка, для её развития требуются уже совсем другие силы, условия и, главное, окружение и ситуация - для чего Будда и ввёл монашество (и давал почти всю Дхамму именно монахам). Монашество (aka бездомная жизнь) в первую очередь сделано для того, чтобы ты мог не думать ни о чём, кроме практики, не думать даже на тонком уровне, на подсознании - будучи свободным от кучи дел и обязанностей дефакто и деюре. Вот чаша для еды, вот одежда, вот стог соломы, вон друзья-араханты. Работай не-хочу. Ну это в те идеальные времена так было на самом деле. Сейчас всё, как известно, далеко от идеала - почему уход в современное монашество часто является сменой шила на мыло.
Охрана дверей чувств как раз низший из этапов постепенной тренировки, описанной Буддой, который этим водоразделом и является - между мирянским и монашеским уровнем практики. Ну попробуй в миру, когда у тебя жена, семья, дети, работа, друзья, отдых от этой работы, всякие мирские дела, домашнее хозяйство и прочее - поразвивать охрану дверей чувств, довести её до совершенства (а её надо довести до совершенства, иначе никак дальше будет - и именно вот так, как это в суттах описано). Поэтому у мирянина затык уже вот на этом уровне - а дальше ведь ещё вагон разной до-джхановой практики, ещё ряд этапов, ещё более утончённых и сложновыполнимых, чем охрана дверей. Надо быть ну совсем наивным человеком, чтобы считать, что можно просто на ретритах всё вот это "пройти", и добраться до джхан. Да нельзя, физически просто невозможно. На ретрите можно только симулировать это, как типа "видите, я не ретрите не сквернословлю - а значит реализовал словесную нравственность" - а потом пару дней спустя после ретрита обматерил кого-нибудь (пусть даже в уме). Симулировать таким способом можно даже и дольше - по сути искусственно выдерживая определенное поведение исключительно силой воли. Но это не реализация - это симуляция,
игра, если хотите. Поиграю в святого - прикинусь святым, буду всем святость изливать - классика жанра .) Реализация - когда ты вообще по жизни, на расслабоне, и в любых ситуациях, и
не на людях делаешь так, как следует согласно реализованному этапу. И когда симулянт начинает так делать, то очень быстро оказывается, что его реальный уровень значительно ниже, чем он себе представлял -) А иногда просто у него кончаются силы симулировать, и из него начинает всё гэ литься, как из помойного ведра )
Короче, духовная практика - это вам здесь не тут. Всё сложно
По поводу анапанасати - да, практикую для успокоения ума, когда есть a) условия, б) настрой, и в) такая взолнованность ума, которая требует применения медитативной техники - потому что взволнованность можно успешно и эффективно устранять/уменьшать и иными средствами - например, отдыхом, прогулкой по лесу/парку/улице или даже просто чтением - например, сутт, чтоб для большей пользы. Вот сейчас живу на даче. Тут свои дела, но по сравнению с городом сама атмосфера делает уже так, что ум значительно спокойнее стал. Без всяких искусственных усилий над ним -) ЧудоЪ.