SV, благодарю за ответ!
SV писал(а):Имеется в виду, что в 4 джхане радости уже нет, и это то место, тот уровень, в котором радость уже угасла. А в третьей, предыдущей, ещё не угасла. Поэтому так и сказано, что когда радость угасла, только тогда медитатор входит в 4 джхану, где радости нет.
Здесь я действительно не очень хорошо понял текст. Спасибо за объяснения.
SV писал(а):Фраза "ощущает телом", скорее всего, идиома, выражение, означающее переживание, испытывание, реализацию. Например, про бесформенные медитативные достижения говорится в ряде сутт, что медитатор их "касается телом", но их нельзя коснуться телом, т.к. оно там не работает уже. Комментарий поясняет в этом случае, что касается телом [ума], но истина скорее всего в том, что касаться телом - идиома, и означает это "реализовывать" и "испытывать".
Ваша гипотеза о том, что фраза “ощущает телом” является идиомой, очень интересна. Однако, вижу ряд противоречий. Например, расширенное описание третьей джханы в МН 119:
“
Он входит и пребывает в третьей джхане, о которой Благородные объявляют: «Он осознан, имеет невозмутимость, имеет приятное пребывание».
Подобно тому как в озере с голубыми или с красными или с белыми лотосами, некоторые лотосы, которые родились и выросли в воде, расцветают, будучи погружёнными в воду, так и не взойдя над поверхностью воды, а прохладные воды промачивают, пропитывают, заполняют, распространяются от их кончиков до их корней – то точно также, монах делает удовольствие, отделённое от восторга, промачивающим, пропитывающим, заполняющим, распространяющимся по этому телу, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана удовольствием, отделённым от восторга.”
Как мне кажется, из этого отрывка видно, что удовольствие действительно распространяется по телу - это не идиома.
Кроме того, очень похожие описания приводятся и для второй, и для первой джханы:
“
Подобно озеру, чьи воды били бы ключами на дне, не имеющем притока с востока, запада, севера или юга. Озеро не пополнялось бы время от времени проливным дождём. И тогда прохладные источники, бьющие [на дне] озера, сделали бы так, что прохладная вода промачивала, пропитывала, заполняла, распространялась бы в озере, так что не было бы ни единой части во всём озере, которая не была бы пропитана прохладной водой. Точно также монах делает восторг и удовольствие, что возникли посредством сосредоточения, промачивающими, пропитывающими, заполняющими, распространяющимися по этому телу, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана восторгом и удовольствием, что возникли посредством сосредоточения.”
“
Подобно тому как умелый банщик или ученик банщика насыпал бы банный порошок в железный таз и, постепенно опрыскивая его водой, замешивал бы его, пока влага не пропитала бы [этот] его ком банного порошка, не промочила его внутри и снаружи, но, всё же, сам [этот] ком не сочился бы [от воды] – то точно также монах делает восторг и удовольствие, что возникли из-за [этой] отстранённости, промачивающими, пропитывающими, заполняющими, распространяющимися по этому телу, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана восторгом и удовольствием, что возникли из-за [этой] отстранённости.”
Таким образом, если считать, что в случае третьей джханы употреблена идиома, то, исходя из схожести описаний, следует также считать, что идиома употребляется и в случае второй, и в случае первой джханы. То есть во всех трех джханах ощущается приятное умственное, а не телесное чувство. Это представляется совершенно противоречащим тем описаниям, которые даны.
SV писал(а):Комментарий поясняет в этом случае, что касается телом [ума], но истина скорее всего в том, что касаться телом - идиома, и означает это "реализовывать" и "испытывать".
Согласен с Вами, что комментаторская трактовка о теле [ума] представляется несколько сомнительной. Во-первых, исходя из схожести описаний ее тоже следует применить и для второй, и для первой джханы. Во-вторых, говорится: “во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана удовольствием”. Можно ли говорить, что у тела [ума] есть части? Вот есть одна часть тела [ума], вот - вторая, и т.д.
Пользуясь случаем, прошу, пожалуйста, объяснить и указать определение, что такое “тело [ума]”.
Nwad писал(а):Делайте как можете, но просто дружеский совет, для вашего блага.
Nwad, спасибо. Хотелось бы однако процитировать отрывок из АН 10.11:
“Время от времени он подходит к ним и интересуется у них: «
Достопочтенный, как это [понять]? Каково значение этого?» И те достопочтенные раскрывают ему то, что [для него] не было раскрыто, проясняют неясное, рассеивают его замешательство в отношении многочисленных трудных моментов.”