Ну первые ученики Будды вовсе не обладали Правильными взглядами, однако буквально через несколько проповедей становились арахантами.
Это не так. Просто нужно рассматривать фактор Правильных Взглядов подробно и широко, а не так, что либо они
есть, либо их
нет вовсе. Первые ученики Будды не обладали правильными воззрениями в том смысле, что не обладали ими на 100%. Но на 95% обладали. И, обладая на 95%, они на 95% практиковали правильно. Но 5% не хватало, на 5% практиковали неправильно. И вот и понадобилась помощь Будды заполнить лакуну, показать, в чём ошибка практики, где нюанс. Что это за 5%? Это тема анатты, которую никто и никогда не знал прежде, полный эксклюзив Дхаммы Будды, не имеющий аналогов ни в одной другой системе духовной/религиозной практики. Вот почему они легко и достигали. Поэтому, если смотреть с т.з. абсолютного идеала, то у них не было правильных воззрений. А если смотреть просто - то у них были правильные воззрения.
Точно также, может быть множество людей с разным подобным процентным соотношением. Люди с правильными воззрениями, скажем, на 80, 50... 30.. 25... 10... 2% и может даже и на 0%. Человек с 0% правильных воззрений совсем плохой. А человек на 80% с правильными воззрениями может быть, например, уже святым в своей собственной религии, типа матери Терезы или каких-нить дремучих православных старцев и т.д.
Почему такое деление имеет место быть? Потому что самих "тезисов" правильных воззрений - их очень много, а фактор Правильных Воззрений - это их комплекс.
Огромную часть правильных воззрений составляет понимание многочисленных качеств и правильное их видение как благих (кусала) и неблагих (акусала). Так, например, некоторые люди могут не понимать, что чувственное желание - это неблагое (акусала) качество. Или могут не понимать, что возбуждение (неугомонность) - также неблагое (акусала) качество. Но при этом могут понимать, что, например, надменность - это неблагое качество. А могут и этого не понимать. А потом, понимая или не понимая это, они, например, могут верить или не верить в жизнь после смерти. А те из них, которые верят, могут не верить во множественность жизней, а верят в вечный рай/ад. А те из тех, которые верят во множественность, могут не верить в разную систему миров, а верят, что человек всегда родится только человеком. А те, которые верят во множественность и систему разных миров, могут не верить в то, что камма приносит результат. А те, которые верят в то, что камма приносит результат, могут верить в то, что камма не приносит тех результатов, о которых говорит Будда. И Т.Д. потому что я перечислил далеко не всё
-- Тут бесчисленное количество вариантов в зависимости от конкретного человека. Вот так все эти процентные соотношения и получаются.
Ну и, опираясь на свой собственный комплекс правильных взглядов, человек осуществляет свою собственную практику. И она даёт соответствующие плоды. Вот так, кто-то не достигает ничего вообще. А кто-то, благодаря комплексу своих воззрений, достигает высочайших джхан, но не достигает освобождения (ниббаны). А кто-то достигает всего, включая ниббану.