Тхеравадинские никаи

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

#1 Dimitry » 28.09.2013, 21:42

В чем отличительность разных никай?
Никаи это как "ордена" в католицизме?
! Impurezas no pasarán!
Dimitry M
Аватара
Откуда: Петербург
Репутация: 2553
Сообщения: 1782
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 5

#2 Топпер » 28.09.2013, 22:09

Отличий, по большому счёту, даже меньше, чем между орденами в католицизме.

Изначально никаи возникали из, как я понимаю, местных сангх. Одна Сангха не может накладывать наказания на другую.
Соответственно эти сангхи могли образовывать филиалы и т.п. В них несколько разнились второстепенные правила и тексты, используемые для пострижений (иногда всего в несколько слов различия укладывались). Из-за этого в средневековье складывалась ситуация, когда монахи разных никай не признавали монахов другой никаи монахами, т.к. они были пострижены в другой линии. Вплодь до того, что могли считать ложно постриженными.
Потом ситуация усугубилась ещё сильнее. Например, в Тае некоторое время соперничали две монашеских организации, ведущих родословную из одного места, но с разницей в пятьдесят лет. Во врмя которых произошла "чистка Канона". Т.е. в Шри-Ланке были проведены мероприятия по удалению поздних наслоений. Из-за этой разницы монахи не признавали друг друга.
В 1167 г. преемник Шин Арахана в качестве главы буддийского духовенства Пантхагу поехал на Ланку. Он вернулся в Паган после воцарения Нарапатиситху (1173-1210) и обратил царя в Сингальский буддизм, основу которого составляла школа монастыря Махавихары (Ланка, город Анурадхапура).
Преемник Пантхагу монский монах Уттараджива отправился в 1180 г. с религиозным паломничеством на Ланку. Он получил известность в Бирме, как «первый паломник на Ланку». Вместе с группой монахов, он доставил послание о мире, адресованное правителю острова. Уттараджива оставил в Махавихаре монского саманеру Чапату, который через 10 лет, получив посвящение как махатхера, вернулся в 1190 г. в Паган с четырьмя другими монахами, прошедшими, как и он, посвящение согласно обрядам Махавихары.
Прибывшие основали монастырь Сапада в сингальском стиле в районе Пьяунг. Возвращение с Ланки 5 монахов стало началом нового этапа распространения буддизма сингальского толка. Школы, основанные этими монахами, получили название «новый орден» в отличие от «старого ордена» Шин Арахана. По возвращении в Паган эти монахи сумели убедить царя в истинности сингальского буддизма, что, хотя и привело к расколу между тхеравадинами южного буддизма и сторонниками школы Махавихара, тем не менее не остановило распространение новой линии посвящения. И с XIII в. происходит неуклонное становление сингальского буддизма на территории Западного Индокитая.

В 18 -19 веках В Шри-Ланку происходит реэкспорт буддизма из Сиама и Бирмы (два раза) соответственно случаются три никаи.

В Сиаме в конце 19 века король Монгкут проводит реформу и своим королевски указом создаёт Дхаммают Никаю. Т.е. фактически на пустом месте создаёт второй, параллельный орден.

В итоге, к концу 20-го века разница между никаями практически стёрлась. Доктрина у всех одинаковая и все различия - это способы ношения чивар, да большая/меньшая строгость следования Винаи. Доктринальных различий как таковых нет. Фактически всё различие - административное. В этом смысле никаи напоминают ордена.
Топпер

#3 Dimitry » 28.09.2013, 22:28

Что мешает слиться, если различий практически нет?
! Impurezas no pasarán!
Dimitry M
Аватара
Откуда: Петербург
Репутация: 2553
Сообщения: 1782
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#4 Топпер » 28.09.2013, 22:35

Dimitry писал(а):Что мешает слиться, если различий практически нет?
С одной стороны административные аппараты (кто же пойдёт на устранение), со второй стороны сама сырость буддийской иерархии (Будда ведь не оставил после себя "Ланкийского папу"), где по сути любая поместная Сангха может объявить себя самостоятельной. Сангха в этом смысле более похожа на мусульманскую умму.
В-третьих есть линии упасампады с которыми нужно будет что-либо делать. Вряд ли кто-либо пойдёт на взаимопризнание. Ведь сейчас иногда даже внутри одной никаи, при переходе из монастыря в монастырь, требуют перестригаться. Как например это происходит в ват ПаНаначат (система монастырей аджана Чаа), где пришлых монахов не очень жалуют.
Топпер

#5 Dimitry » 28.09.2013, 22:43

Его Величество, Король Тая достаточно авторитет в своей стране, если он настоятельно порекомендует, то процесс может пойти? Гипотетический вопрос.
! Impurezas no pasarán!
Dimitry M
Аватара
Откуда: Петербург
Репутация: 2553
Сообщения: 1782
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#6 Топпер » 28.09.2013, 22:47

Его предшественник в 19 веке вторую никаю создал (а по его примеру потом и в Лаосе с Камбоджей).

Теоретически, возможно, что современный король и мог бы это сделать. Но смысл? В Тае, в отличие от Ланки есть Сангхарат - Патриарх общетхеравадинского толка, который избирается поочерёдно из обеих никай, поэтому так или иначе Сангха централизована.
Топпер

  • 2

#7 SV » 29.09.2013, 01:03

Плохо, когда начинается так, что, по сути, из-за бюрократических установок внутри Сангхи начинаются деления типа: "Хочешь быть с нами, перестригайся" и т.д. :be:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#8 Топпер » 29.09.2013, 03:40

Особенно не здорово когда это происходит внутри одно никаи. Но таковы, увы реалии.
Топпер

#9 Маркион » 29.09.2013, 07:39

Напишите, пожалуйста, список стран с никаями внутри них.
Pāḷi - Язык Пали - Pali Language - https://vk.com/paali
Маркион M
Аватара
Откуда: Москва/Челябинск
Репутация: 1468
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Нет

  • 2

#10 Кхеминда » 29.09.2013, 08:53

Мьянма
Thudhamma Nikaya
Shwegyin Nikaya
Dwara Nikaya
Hngettwin Nikaya

here are a total of 9 legally-recognized monastic orders in Burma today, under the 1990 Law Concerning Sangha Organizations.

There are also a number of esoteric Buddhist sects that are not recognized by any authority and incorporate non-Buddhist elements like alchemy, magic and occultism.
Кхеминда

  • 1

#11 Топпер » 29.09.2013, 10:17

В Мьянме я слышал 9 никай.

Маркион писал(а):Напишите, пожалуйста, список стран с никаями внутри них.
В Шри-Ланке три: Сиам никая - родом из Таиланда. Пришла в конце 18 века. Амарапура и Рамания никаи - пришли в 19 веке из Мьянмы.

В Тае: Маханикая - не знаю когда образовалась. Родословную ведёт из древних времён. Дхаммают никая - образована в 19 веке по приказу короля.

В Камбодже и Лаосе, надо уточнять, но насколько я помню, сделано по примеру Таиланда. Т.е. маханикая и дхаммаютникая. Притом в како-то их этих стран Дхаммаютникая была, помниться, запрещена, как протаиландская.
Топпер

  • 1

#12 Кхеминда » 29.09.2013, 10:37

в Мьянме насколько мне известно самая ортодоксальная и строгая в плане соблюдения правил, и самая аполитичная это Shwegyin Nikaya
Кхеминда

  • 3

#13 Ericsson » 30.09.2013, 09:17

Насколько я понимаю, перед мирянами все эти мелкие административные трения монахи не особо афишируют, то есть для нас проще считать, что просто Сангха по сути едина, особого принципиального смысла в разделе на никаи так сразу и не увидишь :upset:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#14 Топпер » 30.09.2013, 13:36

Ericsson писал(а):Насколько я понимаю, перед мирянами все эти мелкие административные трения монахи не особо афишируют, то есть для нас проще считать, что просто Сангха по сути едина, особого принципиального смысла в разделе на никаи так сразу и не увидишь
По сути дела - да. Это касается в основном монахов, линий упасампады, да управленческих структур. В Шри-Ланке люди вообще разницы между никаями не делают, когда, допустим, приглашают домой. Да и в Тае, насколько я знаю, когда выбирают, в какой монастырь ходить, чаще мотивируются расстоянием до монастыря, его известностью и известностью аджана, который там живёт, нежели какими-то доктринальными причинами.
Топпер


Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 50 гостей