Mira писал(а):Если человек пошел неизвестно куда, неизвестно зачем, и стал что-то практиковать, плохо понимая, что он делает, то, наверное, так ему и надо.
Могу привести в пример себя: я начала узнавать о буддизме именно из махаянских (по большей части - ваджраянских) книг. Потому что эта традиция больше всего на слуху, храм в Питере ваджраянский, и так далее. И почти сразу же из этих книг я узнала, что есть такая хинаяна, которую ещё называют Тхеравадой, в которой считается, что Просветления могут достичь только монахи, в которой не принимают великую идею пути бодхисаттвы, и где все довольны только своим личным Освобождением, хотя другие продолжают мучаться.
Потом я прочитала цикл лекций Торчинова. И там увидела то же самое.
Разумеется, после этого желания знакомиться с тхеравадинскими текстами не возникало. Читать-то и "своего" много, в Ваджраяне огромный корпус текстов, к тому же, весьма мутных, так что на чтение и понимание уходит много времени.
И на тхеравадинский сайт (этот, собственно), я пошла только после того, как прочитала несколько жарких дискуссий на буддист.боард и обратила внимание на то, что ваджраянцы в дискуссии очень часто ведут себя, мягко говоря, недостойно, а бханте Топпер, тхеравадинский монах, отвечает обычно спокойно и вежливо. И вот после чтения нескольких статей на этом сайте у меня "глаза открылись", потому что всё, что я безуспешно искала в ваджраяне, оказалось как раз в Тхераваде. Потом я начала читать сутты, поговорила с бханте Топпером и утвердилась в своём решении.
Но виной тому, что я так долго не могла это найти, были не только и не столько моя собственная лень и зашоренность, сколько ваджраянские тексты, в которых были откровенно ложные сведения о Тхераваде. Мне и в голову не могло прийти, что авторы этих текстов лгут - они же буддисты, многие - монахи, я думала, что такого быть не может.
За наивность и пострадала.