Вначале обычное однонаправленое сосредоточение без опоры(на уме)-шаматха- мысли свободно текут за них не цепляемся!
Часть 2 Вылавливаем какую либо мысль(кстати при хорошем погружении в шаматху найти какие либо мысли удаётся не сразу) и не погружаясь в неё не думая пытаемся проследить причину её возникновения когда это удасться то причину причины и т.д. Пока не наступит понимание, что в нас нет ничего откуда могли бы появлятся мысли и т.д.
Есть ли в Тхераваде подобные медитации, будет ли эта медитация с позиции Тхеравады Випассаной!
Нет, в Тхераваде не нужно ни отлавливать мысли, ни думать над тем, откуда они возникли, и останавливать их тоже не нужно.
Под випассаной понимается просто наблюдение и понимание того, что происходит в теле и уме. Причём можно выделить тут 2 существенных этапа - обычный и мистический.
На начальном (обычном) этапе нужно уметь видеть все эти внутренние вещи и понимать что это за вещи с помощью саморефлексии. Например, раздражение нужно уметь видеть как раздражение. Похоть нужно уметь увидеть как похоть. Самомнение нужно уметь увидеть как самомнение. Жадность нужно уметь увидеть как жадность. Сомнение нужно уметь увидеть как сомнение. Приятное ощущение нужно увидеть как приятное. Болезненное как болезненное. Радостное состояние ума как радостное. Ну и так далее. Это - самый первый этап випассаны. Затем нужно научиться не просто уметь распознавать эти вещи, но и научиться устранять неблагие из них соответствующими методами. И чем практика лучше развивается, тем острее будет это видение и быстрее будет умение устранять все загрязнения - даже самые мелкие и утончённые. И это нужно научиться делать 24 часа в сутки в повседневной жизни, а не только во время формальных медитаций
Вот так и происходит очищение сознания.
Затем, на более продвинутом этапе, когда сознание станет достаточно чистым уже, и благие качества разовьются, то тогда удастся достичь джханы, а там будет уже совершенно другое видение внутренних процессов тела и ума. Скажем так, на "суб-атомном уровне" -) И вот там уже можно будет в действительности увидеть что тело и ум в самой своей основе являются непостоянными и пустыми. Нет джханы - нет и такого наблюдения. Если кто думает, что оно есть у него и без джханы - то он просто фантазирует и свои фантазии продолжает развивать. Этот второй этап - это, по сути, уже сверхспособность, иддхи.
В Ламриме практически все медитации аналитические(построеные на логических рассуждениях)!
В Тхераваде рассуждения и памятования тоже полезны. Но медитацией их, как правило, не называют.