Топпер писал(а):Давно заметил, что многих буддистов пугает сама мысль соотнесения буддизма или их, как буддистов с верующими других религий. Что угодно, главное, чтобы не "как в православии". (православие здесь просто в качестве примера)
Возник вопрос: почему многих это так пугает?
Это интересный феномен, я сам об этом много думал и в итоге, как мне кажется, нашел объяснение. Только тут нужна символическа "поллитра" чтоб разобраться.
Действительно, у современной образованной и прилично зарабатывающей публики (может именовать её средним классом) подверженной влиянию всяческой новомодной "восточной духовности" зачастую присутствует резкое отторжение традиционных религиозных организаций. С одной стороны, это понятно, учитывая, например, сомнительную роль РПЦ именно как института в современной России (я сам лет 8 назад, когда ещё считал себя православным, посещал исключительно подворье Антиохийского патриархата в Москве именно потому, что испытывал неприязненное отношение к РПЦ). С другой стороны, эта нелюбовь зачастую выглядит совершенно иррационально, из серии "Такую личную неприязнь я испытываю к потерпевшему, что кушать не могу".
С социологической точки зрения эта нелюбовь может быть объяснена с помощью концепции "позднего" или "рефлесирующего" модерна: современное (постиндустриальное, информационное, etc.) общество характеризуется распадом традиционных социальных структур, и ценностей, например ценностей семьи, ценности образования (образование становится всё более и более необходимым и всё менее и менее достаточным), классовых ценностей. Современное общество таким образом - это общество атомизированных индивидов. Если ранее человек был "частью чего-то большего", то сейчас он как Дядя Фёдор из "Трое из Простоквашино": "А я ничей, я сам по себе мальчик, свой собственный". Модерн отчасти (не только поэтому) и рефлексирующий: этот самый индивид остаётся один на один с глобальными проблемами которые раньше для него решались как будто сами собой за счет социальных институций или "опыта предков". И он должен постоянно иметь дело с огромным количеством социальных и культурных рисков.
Поэтому современное общество - это общество построенное на культе креативности, "саморазвития" и прочего. Традиционные ценности тут не просто не помогают, но вредят. Индивид в эпоху "рефлексирующего модерна" должен быть готов к постонному изменению, он постоянно учится, осваивает новые навыки. Например, если 100 лет назад было достаточно просто закончить хорошйи университет чтобы найти приличную работу и прилично жить, потому что человека уже толкала наверх среда. Теперь же хоть после Гарварда, хоть после Орехово-Зуевского Педа надо одинаково толкаться плечами и быстро лезть наверх, демонстрируя силу духа, креаьтивность, "лидерские навыки" и "умение работать в команде". В какой-то степени это похоже на обратный переход от земледелия к кочевому образу жизни (кстати недавно встетил в какой-то американской статье посвященной spirituality in business термин "новые номады").
Традиционные религии для такого индивида сконцентрированного на "саморазвитии" - зло. Я думаю. что подавляющее большинство верующих во всех странах, даже таких фундаменталистских как Саудовская Аравия в Бога-то не особенно и верят. Для них по видимому религия это каркас реальности. Истинноверующих наверно в любом обществе пару процентов от всего населения. Остальные просто знают, что для того чтобы Солнце всходило и заходило надо носить определённую одежду, что-то есть/не есть и т.д. И эта концепция крайне враждебна современному "рефлексирующему" индивиду. Таким образом религия - символ костности и отсталости, нечто враждебное прогрессу и саморазвитию.
Тут свою огромную роль также играет секуляризация и нью-эйдж как способ быть "духовным" в "мире без бога". Нью-эйдж - антирелигиозен по своей сути. потому что не приемлет организационной структуры (за исключением авторитарных сект типа Ошо) и использует внешние формы религии без основного религиозного ядра. Он является закономерным результатом секуляризации и главная цель Нью-эйджа всё те же самые саморазвитие и формирование "позитивной картины мира". Буддизм на Западе в основном всё-таки существует в рамках нью-эйджа и всё-таки для большинства является или ингридиентом обычного "спиритуалистического бульона" (ща вот ёгой позанимаемся, а потом в Непал в ламаистский монастырь на ретрит поедем) или способом "укрепить нервы" занимаясь медитацией.
Вот