#30 SV » 25.09.2015, 17:17
Вот эти (и все такие же подобные) сжатые формулировки, встречающиеся в каноне, интересны тем, что это не объяснение, а именно сжатые формулировки, за которыми стоит определённый смысл, требующий куда более детального пояснения. Скорее всего часть из них была составлена во времена жизни Будды - а другая часть (возможно, наибольшая) - во время проведения первого собора, где все по смыслу близкие фрагменты заученных текстов были "приведены к общему знаменателю" для лёгкого запоминания. Так, например, однотипная фраза типа "закинул одеяние через плечо и сложил руки в почтительном приветствии" одинаковым образом применяется в каноне и людям, и к богам, и даже к брахмам - и под фразой явно кроется не детальное описание того, кто что сделал во время встречи, а подразумевается наличие встречи как таковой и совершенно не факт, что там кто-то что-то закидывал через плечо и т.д.. Таких однотипных формул в каноне множество, но не везде они в обязательном порядке означают действительно описываемое. Аналогично осторожно нужно относиться и к любым стандартизированным спискам и их последовательностям - иначе в каких-то случаях в отношении чего-то можно сделать не совсем правильный вывод. Короче говоря, нужно всегда держать в голове более широкую перспективу, учитывая не только сам изложенный материал, но и то, кому/где/когда/как/зачем он изложен, а также и то, есть ли в других местах канона схожие аналогичные формулировки, но содержащиеся уже в несколько другом или даже в совсем другом контексте.