Денис85 писал(а):Любопытно будет также взглянуть на символ веры ариан, составленный Вульфилой, епископом готским:
Вульфила шел в курсе компромиссного с арианством греческого богословия. Он лично присутствовал на известном Константинопольском соборе 360 г., утвердившем ариминское исповедание в смысле «омийства.»
http://www.sedmitza.ru/lib/text/435098/Сердцевина Никейской веры заключается в терминах homoousios ("единосущный") и ek tēs ousias ("из сущности"): они указывают на сущностное, онтологическое тождество между Отцом и Сыном. Поэтому защитников Никеи стали впоследствии называть омоусианами.3 Главным представителем этой партии в после-никейский период стал Афанасий Александрийский, по учению которого вся Троица есть единый Бог - Отец, Сын и Дух Святой, равные по Божеству и по сущности. Рождение Сына от Отца является "предвечным", так же как и исхождение Духа от Отца. Отец никогда не начинал быть Отцом, но всегда им был, поэтому Сын совечен Отцу. "Единосущие" Лиц Святой Троицы - не просто равенство или подобие: это всецелое единство бытия, нерасторжимое и неизменное тождество, неслиянная неотъемлемость одного Лица от Другого.4
К середине IV в. споры между арианами и православными приобрели характер сложной "терминологической войны", в ходе которой в один и тот же термин противоборствующие партии могли вкладывать разное, иногда прямо противоположное значение. Среди этих богословских партий можно выделить аномейство, омиусианство и омийство. Аномейство (от термина anomoios - "неподобен") носило ярко выраженный арианский характер. Омийство (от термина homoios - "подобен") противопоставило себя аномейству, однако от арианства далеко не ушло и на никейские позиции не встало. Напротив, омиусианство (от слова homoiousios - "подобосущный"), противопоставившее себя аномейству более радикальным образом, в конце концов пришло к полному признанию Никейской веры.
Формула anomoios tē ousia ("неподобен по сущности") стала знаменем, под которым обновленное арианство выступило в 50-х гг. Лидерами аномейской партии были Аэций и его ученик Евномий. Они говорили о "нерожденности" (agennēsia) Отца как Его основном сущностном признаке и об "инаковости" Сына, Который не является нерожденным и следовательно не имеет никакого участия в Божестве. Сын не произошел из сущности Отца, но создан Отцом: Он есть "порождение и творение" (gennēma kai poiēma) Отца, Которое не существовало прежде Своего возникновения, но было создано из небытия. Сын не только не подобен Отцу, но и противоположен Ему по сущности, чужд природы Отца и не имеет с Ним никакого природного сходства.5
Аномейству противостояли не только твердые никейцы, такие как Афанасий Александрийский и Аполлинарий Лаодикийский, но и омиусиане - епископы, использовавшие термин homoiousios ("подобосущный") вместо традиционного никейского homoousios ("единосущный"). Новый термин отличался от старого лишь одной "йотой", однако вносил существенное смысловое различие: Сын не имеет одну сущность с Отцом, но лишь подобен Отцу. Во второй и третьей четверти IV в. омиусианство не представляло собой однородного и монолитного движения: в термин homoiousios могли вкладывать как православное (никейское), так и еретическое (арианское) содержание.6 Одним из представителей "православного омиусианства" был Евсевий Эмесский, близкий к никейской партии;7 знаменитый церковный историк и богослов Евсевий Кесарийский8 стоял гораздо ближе к арианской партии.9
Омиями принято называть епископов, которые противопоставили аномейству учение о том, что Сын "подобен" (homoios) Отцу. В 358 г. на Соборе в Анкире они подписали формулу, согласно которой Сын подобен Отцу "по сущности" (homoios kat' ousian). Затем на одном из Соборов в Сирмиуме (22 мая 359 г.) было принято выражение "подобен во всем" (homoios kata panta).10 После этого на Соборе в Селевкии (сентябрь 359 г.) слова "по сущности" и "во всем" исчезли: Сын признавался просто "подобным" Отцу (homoios), причем арианствующие епископы понимали это в смысле подобия kata boulēsin ("по изволению"), а омиусиане - в смысле подобия kat' ousian ("по сущности"). Константинопольский Собор 360 г., проходивший под председательством Акакия Кесарийского, подтвердил, что Сын "подобен" (homoios) Отцу, однако данное выражение окончательно получило арианский смысл; не случайно на этом же Соборе многие епископы-омиусиане были низложены, а Евномий был избран епископом Кизическим.11 В "Апологии", представленной Евномием на Соборе 360 г., выражение anomoios отсутствовало: Евномий теперь не возражал против того, что Сын "подобен" Отцу, и рассуждал лишь о границах этого "подобия".12 Оставшись аномеем по духу, Евномий формально перешел в стан омийцев: это дало ему возможность занять важный пост в иерархии официальной Церкви.
Феодорит Кирский, Церковная история, II, 8. Соборное послание западных епископов всем церквям после Сардикийского собора:
Мы и отлучаем и изгоняем из вселенской церкви всех, которые утверждают, что Христос, конечно, есть Бог, но Бог не истинный, что Он есть Сын, однако ж Сын не истинный, что Он рожден и вместе не рожден, а слово «рожден» они понимают так, как бы говорили: Он получил начало. Поелику же Христос существует прежде веков, то они приписывают ему начало и конец — не во времени, а вне всякого времени. Вот тебе от арианского аспида готовы еще две ехидны: Валент и Урзакий. Они хвастливо и не обинуясь называют себя христианами, а между тем говорят, что Слово вместе с Духом было распято, убито, умерло и воскресло, и — о чем еретики особенно любят состязаться — будто ипостаси Отца, Сына и Св. Духа различны и отдельны. Мы же напротив приняли, изучили и держим такое вселенское и апостольское предание, такую веру и исповедание, что ипостась — одна, или, как называют это сами еретики, существо Отца, Сына и св. Духа — одно.