Кхеминда писал(а):Шаматха и Випашьяна у них низшие практики, а випашьяна у них анализ с самоубеждением, то есть самозомбирование, вместо практики внимательности.
Тулку Ургьен Ринпоче. Нарисованное радугой. М.,2009. С 39-40: "В каждой колеснице, начиная с уровня шраваков, практикуются шаматха и випашьяна, поэтому не думайте, что на уровне Дзогчена эти практики не существуют или отвергаются. Напротив, на уровне Ати (высшей колесницы - прим. моё) стабильность в ригпа — это аспект шаматхи, а пробуждённое или осознающее качество — аспект випашьяны. Наша основная природа, называемая также мудростью осознавания или различающей пробужденностью, обнаруживается или осознаётся путём шаматхи и випашьяны. Процитирую знаменитое высказывание: «Пробуждённое сознание — это единство шаматхи и випашьяны».
Шаматха и випашьяна по большому счёту неразделимы. Обе они являются естественной частью Ати-йоги и практикуются в ней. Естественное пребывание — это подлинная шаматха отсутствия чего бы то ни было измышленного, шаматха простого пребывания в переживании пустоты. Випашьяна же означает — не отвлекаться, не отходить от этого состояния. ... Истинная и подлинная випашьяна — это пустая и осознающая природа сознания".