The Коля писал(а):И еще, будь этот свет просветляющим, он бы сжигал ВСЕ загрязнения, что не оставляет места падению и видению собственного несовершенства.
Выходит, свет Фаворский тоже неудовлетворителен.
Постараюсь последний раз ответить и всё!
Благодать очищает верующего, но помаленьку. Об этом приведу чуть ниже из книги.
Святые достигают непадательного состояния, бесстрастия, но видят собственное несовершенство по причине того что настоящей свободы от греха невозможно достичь без Бога, невозможно своими силами спастись и самое главное, святые видят получаемую свободу от греха, что это они получают благодаря Богу, благодаря Его Благодати.
Страсть гордыни может собой подменить все прочие страсти, об этом писали Святые Отцы и дьявол говорил одному подвижнику, что он не ест, не спит, но преодолевает его смирение, или как там (я думаю Вы знаете про эту историю). Бесстрастие стоиков, не является истинным бесстрастием, у стоиков было бесчувствие, а преподобный Иоанн Лествечник такое бесстрастие (апатия) называет одним из страстных и тяжелых состояний души - окамененным нечувствием. Он пишет: «Бесчувственный есть безумный мудрец, слепец, учащий видеть». Христианство напротив – в своем духовном развитии предлагает человеку достижение бесстрастия, победы над греховными страстями, в результате появляется нечто самое великое – любовь, доходящая до полного самопожертвования. Насколько велика эта христианская любовь, можно услышить хотя бы от Исаака Сирина. Он, будучи спрошен, что есть сердце милующее, отвечает: «Это есть возгорение сердца у человека о всем творении, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. А посему – и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно – со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были помилованы. В достигших же совершенства признак таков: если десятикратно в день преданы будут на сожжение за любовь к людям – не удовлетворятся сим – как Моисей, как Павел, и прочие апостолы за любовь к жизни людей прияли смерть во всяких ее видах. И домогаются святые сего признака – уподобиться Богу совершенством любви к ближнему». В Буддизме бесстрастием может быть совсем иное - научение (рефлексия) в невовлечении, но не чистота сердца и обоживание благодаря Благодати как в Христианстве. Если смотреть на ваджраяну, то там вообще страсти никуда не деваются, клеши могут трансформироваться в мудрость, да и на высоте тантрической практики, ваджраянцы могут практиковать сексуальные практики - кармамудру, что ещё больше может говорить об отсутствии бесстрастия, да и об этом можно судить по жизнеописаниям Ра-лоцавы, Другпа Кюнле, если это конечно правда то что о них сообщается.
Николай, я не могу принять идею анатты, что в абсолютном смысле нет "я", нет "вас", что всё это только условно, относительно, обусловлено. Потом у меня был страх перед верой в бесконечные перерождения. В этом смысле буддизм не даст спокойствия, никакого позитива, хотя по первой и так на протяжении многих лет может что-то притягивать, бывает внешнее притягивает, пока не увидишь сути и там уже действительно выбираешь твоё ли это, или нет. Ады буддийские антропоморфны, по буддизму человеческое рождение редкость. И потом, Христос и Будда по разному смотрят на человека. Для Будды не существует человека - анатта, а это очень удручает. Что-то в человеке заложено не растождествлять себя на пять совокупностей. Для Христа весь человек ценен, раз говорится и о телесном воскрешении мёртвых. Для Будды мир - иллюзия и тут без разницы писать подобен иллюзии, или просто иллюзорен, так как если отрицается "я" через концепцию анатты, то таким-же образом и мир отрицается. А в Евангелии говорится, что так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Потом Будда прошел путём поиска, путём очищения, бежал из дворца, а Христос ничего не искал, Он уже Источник. Будда учил у кого пыли мало в глазах, да и не хотел он учить, его попросил анагамин брахма Сахампати. Так что и в этом плане большая разница. Христос предлагает Царство Божие, которое уже здесь на земле у святых, Бог является Этим Царством. А Будда что предлагает? Полное ничто, раз даже "я" нет, то и прекращение/уничтожение не рассматривается, так как некому прекращаться. Потом у меня большая страсть к рыбалке и в свете всего перечисленного, я не вижу буддизм позитивной религией. Хотя и метания бывают, но на днях как-то глубже озарило про буддийскую концепцию анатты. Я её не хочу принимать, да и идею кармы тоже. Кстати советую Вам посмотреть лекцию Кураева: "Христос и Будда", она есть на ютюбе.
Кураев: Если мы всерьёз возьмём самые высокие идеалы, которые есть в других религиях, оказывается что им есть место в Христианстве, но в Христианстве есть нечто более возвышенное! Чего ищет буддист? Освобождение от страстей, разве этому не учит православная аскетика?! Но там где буддист говорит о пустоте нирваны, православный христианин скажет о преизбыточествующей жизни Царства Божьего. Чего хочет брахманист? Он ищет слияния с Божеством, но разве не этого же проповедует христианская мистика? Но она при этом говорит, что человек сливаясь с Богом, соединяясь с Богом, не растворяется в Нём, а продолжает быть человеком.
Так, что касается очищения:
Митрополит Иерофей (Влахос)
Одна ночь в пустыне Святой Горы
5. Приход и исчезновение благодати
— То есть благодать приходит и уходит?
— Да, — отвечал святой пустынник. — Приходит и уходит, чтобы снова прийти и опять скрыться. Бог посылает Свою благодать и ограничивает ее. В начале умного делания периоды времени от уменьшения благодати до ее возвращения весьма велики. Однако после долгого упражнения они становятся весьма малы. И подвижник знает эти посещения, но он знает и исчезновения благодати.
— Но почему это происходит? Что за нужда в явлении и отдалении?
— Приходит для того, чтобы утешить и усладить; уходит для того, чтобы дать возможность усвоить, искать и смиряться. Т. е. для того, чтобы мы поняли, что благодать была Божественным даром и что, следовательно, мы совершенно недостойны принять ее. Многие монахи по опыту хорошо знают эти “искушения благодати”, которые могут длиться много лет. Приход и уход... В первом случае она укрепляет монаха, наполняя его божественным утешением. Как бы говорит ему: “Я здесь!” Во втором случае уходит, чтобы быть усвоенной. А это труднейшее делание. Нужно много трудиться и молиться, чтобы усвоить Божественную благодать, которую имел. Ибо среди монахов бывают случаи, когда, приняв ее, они впоследствии Ее отвергали. Не то же ли произошло и с Апостолом Петром? На горе Фавор он получил обильную благодать, но, будучи не готов усвоить ее, впал в состояние отречения от Христа. Этап усвоения связан со скорбным поиском. Монах теперь знает, что она есть (по ее явлению), и это понуждает его с плачем искать. Он скорбит, подобно ребенку, ищущему скрывшуюся мать: “Где Ты, Свете мой? Где моя радость? Зачем оставил меня, и печалью наполнилось мое сердце? Зачем скрылся от меня, и скорбит душа моя? Придя в мою душу, Ты попалил грехи мои. Приди и ныне в душу и снова сожги мои грехи, которые скрывают Тебя от меня, как облака скрывают солнце. Приди и возвесели меня Своим пришествием; зачем медлишь, Господи? Ты видишь, как унывает душа моя, и я со слезами ищу Тебя. Куда Ты скрылся? Почему душа моя не видит Тебя, везде сущего, и я со скорбью ищу Тебя? Не с такой ли скорбью искали Тебя, когда Ты был малым дитятей, Пренепорочная Дева Мария и Иосиф? О чем помышляла Она в печали Своей, не находя возлюбленного Сына Своего?”
Преподобный Серафим Саровский от скорби на брата лишился Божественной благодати. И не было большего несчастья для него. Только тогда он мог понять скорбь Адама, который, утратив богообщение, покинул рай и плакал. И провел преподобный Серафим тысячу дней и тысячу ночей на камне, ища Божественную благодать, и сошел с него только тогда, когда обрел ее.
— Итак, — продолжал старец, — благодать уменьшается для того, чтобы дать сердцу предлог любить и жаждать еще большего. Ныне у него есть опыт ее сладости и пустоты и горечи при ее отсутствии, и ищет оно ее, впрочем, не разочаровываясь и не впадая в маловерие. Следует еще добавить, что после того, как обильная благодать охватит ум и введет его в экстаз., она весьма быстро и покидает его (главным образом, это происходит поначалу) — чтобы не погиб. Чтобы с ним не случилось как с несмышленым дитятей, которого рвет, когда он много поест. Об этом говорит святой Симеон:
“Тогда небольшое как бы сияние легкое и едва заметное,
Внезапно охватив ум, введет его в экстаз,
Вскоре оставив, чтобы он не погиб.
Оно так скоротечно, что ни уловить,
Ни красоту его запомнить или сблизиться с ним
не может видящий.
Ибо, если младенец будет есть пищу мужей совершенных,
Он тотчас лопнет, и повредит себе. и извергнет ее вон...
С того времени же благодать направляет, укрепляет, обучает,
Появляясь и исчезая в то время, как мы нуждаемся в ней.
Не тогда, когда мы пожелаем (ибо это дело совершенных),
Но когда мы оказываемся в крайней нужде и окончательно обессиливаем,
Приходит она на помощь, является издалека
И делает так, что я ощущаю ее в моем сердце”.
Приход и исчезновение благодати имеет спасительный характер. Она приходит помалу, очищает человека от страсти и уходит. Вновь приходит для того, чтобы очистить от другой страсти и т.д., до тех пор, пока с помощью Божественной и Животворящей благодати человек не очистит страстную часть души. После упорной борьбы и многих жертв наступает момент, когда благодать почти укрепляется в сердце, и водворяются там постоянная тишина, непрестанное безмятежие, вечная сладость. Фавор в душе. Небо на земле. Царство Божие в сердце. Святая Троица внутри нас. Человек по образу и подобию Божиему.