Gyurme писал(а):Так упайи, то есть искусные средства, можно и в ПК найти. Та же сутта о Нанде- разве не о применении упайя?
Совсем не того уровня. Тут Будда не врал Нанде. Как сказал, что если будет практиковать - сможет достичь небес и получить апсар - так бы и было. Но когда Нанда стал Арахантом, он сам освободил Будду от обещания.
Если в целом на прецеденты и т.п. смотреть то понятно, что махаяна не на пустом месте взялась. Корни в тхераваде. И вот с Нандой и с идеей чистых земель, и с Дхаммакаей и Рупакаей, с идеей бодхисатты и некоторыми другими моментами.
Но тут важно помнить о том, что эти намётки в тхераваде - это совсем не тоже самое, что "разработанная теория" в махаяне. Что между ними целая пропасть.
Например возьмём идею чистых земель: в тхераваде это пять уровней Анагаминов, в которых те перерождаются. Чистые земли существуют сами по себе. Рождение в них - личная заслуга Анагаминов.
В амидаизме какая картина? Там чистую землю Сукхавати творит за счёт своих сверхспособностей Будда Амитабха (фактически выступает в роли Б-га творца определённого мира). Перерождаются в них по своему желанию. Те, кто памятует про Амитабху на смертном одре и взывает к нему, тот получает помощь от Амитабхи.
Будда Амитабха втягивает его в Сукхавати за счёт своего сострадания и сверхдолжных заслуг. Более того, в амидаизме полагается, что в наше время спастись самостоятельно, за счёт своих заслуг невозможно. Т.е. Будда Амитабха выступает ещё и в роли спасителя.
В итоге имеем корни и развитие одной и той же идеи, но на выходе два диаметрально противоположных подхода.
Тхеравада говорит нам о том, что Будды - только учители и спасение - целиком и полностью заслуга практикующего. Одному другого не спасти
Амидазим говорит о том, что только полагаясь на силы другого (Будды Амитабхи) возможно спастись. Что своими силами это невозможно.