#228 aNiMa-00170 » 02.01.2016, 22:06
:: Самые первые упоминания ключевых концепций в ранних сутрах Махаяны ::
(1) Создание скульптурного изображения для визуализации образа Будды.
«Пратьютпанна-самадхи-сутра» (Pratyutpanna-samadhi-sutra, предположительные место и время появления – Гандхара, 1-ый в. до (?) н.э.)
Здесь же о подношении статуе цветов, благовоний и пищи, сопровождаемом барабанными ритмами и поющими девушками.
(2) Будда Амитабхи и буддакшетра Сукхавати
«Пратьютпанна-самадхи-сутра» (Pratyutpanna-samadhi-sutra).
Здесь же о множестве буддакшетр.
(3) Будда Акшобья и буддакшетра Абхирати
В «Акшобьятатхагата-сьявьхасутре-сутре» (Aksobhyatathagata-syavyuha sutra, краткое название – Aksobhyavyuha, предположительные место и время появления – Гандхара, 2-ой в. н.э.)
Абхирати также описана в гл.12 Вималакирти-нирдеша-сутры (предположительно датируется 1-2-ой в. н.э).
(4) Описание Сукхавати и практики для перерождения в ней
Малая Сукхавативьюха-сутра (Smaller Sukhavativyuha-sutra, она же Amitabha-sutra, предположительное время появления – 1-2 в.в. н.э.).
Три локи перерождения Сукхавати (люди, дэвы и асуры) впервые описаны в Большой Сукхавативьюха-сутре.
(5) Триада Амитабхи (Махастхамапрапата – Амитабха – Авалокитешвара)
Большая Сукхавативьюха-сутра (Longer Sukhavativyuha Sutra, она же Infinite Life Sutra, предположительные дата и место появления – 1-2 в.в. н.э. , Гандхара).
Здесь же впервые упоминается Авалокитешвара «всевидящий и спасающий», а так же визуализация Авалокитешвары и Махастхамапрапаты.
(6) Из Саддхармапундарика-сутры (Сутры Лотоса)
Предположительное время появления Саддхармапундарика-сутры (Сутра Лотоса, Saddharmapundarika-sutra) – 1-2 в.в. н.э. (возможны и какие-то более ранние варианты). Первый известный перевод на китайский – Дхармаракша, 286 г н.э. Цитаты – по переводу Игнатьева А.Н.
6.1 – Упая (упайя)
Гл. 2 и далее (притчи о детях в горящем доме, о караване, идущем через пустыню в город и пр.).
6.2 – Единая колесница (экаяна)
В Гл. 2 Сутры Лотоса Будда говорит, что три колесницы – это уловка, на самом деле «будды проповедуют Дхарму с помощью силы уловки, разделив Одну Колесницу Будды на три».
6.3 – Любой может достичь состояния Буды, в т.ч. и женщины
Гл. 10 и 12 Сутры Лотоса.
6.4 – Извечность Будды
Гл. 16 «Для того, чтобы привести живых существ к освобождению | [Я] с помощью уловок выявлял нирвану, | Но на самом деле не исчезал, | А вечно пребывал здесь | И проповедовал Дхарму. | Хотя я вечно пребываю здесь, | С помощью силы божественных "проникновений" | [Я] делаю себя невидимым для живых существ».
6.5 – Манджушри
Гл. 1 и далее.
6.6 – Культ Авалокитешвары
В гл. 25 (которую также называют Авалокитешвара-сутрой) перечисляются 33 манифестации, в которых предстает Авалокитешвара для помощи своим последователям (в т.ч. 7 – женских), а также виды опасностей, от которых он их защищает (ашатабхая, astabhaya).
6.7 – Самантабхадра
Гл. 28 Сутры Лотоса (считается более поздним дополнением).
Впервые появляется как хранитель и защитник Сутры Лотоса. Здесь же повторно упоминается о заслугах от переписывания сутры и карах тем, кто надсмехается над ее почитателями, а также приводится текст дхарани Самантабхадры.
(c) Shus
сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма