этот вопрос.
Я знаю, что развитие благого
поведения речью, телом и умом
+ вера и правильное воззрение +
копление заслуг ради полного
очищения от жажды и
заблуждения - могут привести к
плоду Сотапана без предварительного развития джхан.
Также ясно, что для достижения
плода Архатства нужны хорошо
взращеные 4-8 джхан и
збалансированый ум
разнообразными
освобождениями.
Но это Архатство. А есть еще три
плода перед ним.
Мнение Махаси Саядо
Как достигается
Ниббана
Описанные выше взлеты и
падения видения-как-есть можно
сравнить с полетом птицы,
выпускаемой с плывущего по
морю корабля. В древности
капитан корабля, который не мог
иначе узнать, приближается ли
корабль к земле, выпускал
взятую с собой птицу. Птица
летела во всех четырех
направлениях в поисках берега.з
Если она нигде не могла найти
земли, она возвращалась на
корабль. Пока видение-как-есть
недостаточно зрело, чтобы
дорасти до знания пути и плода,
и тем самым достичь
осуществления ниббаны, оно
становится вялым и
запаздывающим, как птица,
вернувшаяся на корабль. Когда
птица видит землю, она летит
дальше в этом направлении, не
возвращаясь на корабль.
Аналогично, когда видение-как-
есть созрело, обострившись,
усилившись и прояснившись,
оно познает одну из конструкций,
в одной из шести дверей, как
непостоянную, или болезненную,
или безличную. Этот акт
отслеживания любой из трех
характеристик, совершенное
понимание которой наиболее
ясно и сильно, становится все
быстрее и проявляется три или
четыре раза в быстрой
последовательности. Сразу же
после прекращения последнего
сознания в этой
последовательности ускоренных
отслеживаний возникает путь и
плод (магга пхала), приводя к
ниббане, прекращению всех
конструкций.
Теперь акты отслеживания
становятся более ясными, чем до
осуществления ниббаны. После
последнего акта отслеживания
проявляется прекращение
конструкций и осуществление
ниббаны.
Вот почему достигшие
ниббаны говорят:
Отслеживаемые объекты и
отслеживающее их сознание
совершенно прекращаются, или
объекты и акты отслеживания
отсекаются, как лиана отсекается
ножом; или объекты и акты
отслеживания спадают, как
тяжелый груз; или объекты и акты
отслеживания разламываются,
как разламывается на части то,
что держишь в руках; или
объекты и акты отслеживания
вдруг освобождаются, как из
тюрьмы; или объекты и акты
отслеживания сдуваются, как
вдруг задувается ветром свеча;
или они исчезают, как темнота
вдруг сменяется светом; или они
высвобождаются, как будто
распутываются, или тонут, как в
воде; или останавливаются, как
бегущий человек останавливается
сильным толчком; или они
совершенно прекращаются.
Однако продолжительность
прекращения конструкций
невелика. Она так коротка, что
продолжается только мгновение
отслеживания. Тогда
медитирующий пересматривает
то, что произошло. Он знает, что
прекращение отслеживаемых
материальных процессов и
отслеживающих их психических
процессов – это осуществление
пути, плода ниббаны ( магга-
пхала-ниббана ). Хорошо
осведомленные практикующие
знают, что прекращение
конструкций – это ниббана, а
осуществление прекращения и
блаженства – это путь и плод
(магга-пхала). Они говорят про
себя: "Теперь я осуществил
ниббану и достиг пути и плода
вошедшего в поток (сотапатти
магга-пхала )". Для того, кто
изучал писания или слушал
проповеди на эту тему, такое
знание совершенно очевидно.
Приводится сутта в которой сотапанство резулльтат рассмотрения 5 кхандх на предмет 3 характеристик.
http://dhamma.ru/lib/authors/mahasi/mahasi.htm"Мой друг Коттхита,
добродетельный монах должен
соответствующим образом
отслеживать пять групп
привязанности как непостоянные,
приносящие страдание, как
болезнь, язву, стрелу, боль,
недуг, как чуждые, временные,
пустые и безличные. Какие
именно пять? Форму как группу
привязанности, чувство ...
восприятие ... конструкции ...
сознание как группу
привязанности. ... Потому что
возможно, что добродетельный
монах, отслеживая
соответствующим образом эти
пять групп привязанности как
непостоянные ... безличные,
достигнет плода вхождения в
поток.
Монах, достигший вступления
в поток, должен
соответствующим образом
отслеживать эти пять групп
привязанности как непостоянные,
приносящие страдание, как
болезнь, язву, стрелу, боль,
недуг, как чуждые, временные,
пустые и безличные. ... Потому
что возможно, что монах,
достигший вступления в поток,
отслеживая соответствующим
образом эти пять групп
привязанности как непостоянные
... безличные, достигнет плода
возвращения однажды.
Монах, достигший
возвращения однажды, должен
соответствующим образом
отслеживать эти пять групп
привязанности ... Потому что
возможно, что монах, достигший
возвращения однажды,
отслеживая соответствующим
образом эти пять групп
привязанности как непостоянные
... безличные, достигнет плода
невозвращения.
Монах, достигший
невозвращения, должен
соответствующим образом
отслеживать эти пять групп
привязанности ... Потому что
возможно, что монах, достигший
невозвращения, отслеживая
соответствующим образом эти
пять групп привязанности как
непостоянные ... безличные,
достигнет плода архатства.
Монах, достигший архатства,
должен соответствующим
образом отслеживать эти пять
групп привязанности. Хотя для
архата больше нет ничего, что
нужно было бы сделать, и нечего
прибавлять к уже сделанному,
все же это отслеживание – при
развитии и практике – ведет к
приятному пребыванию в здесь-
и-сейчас, к осознанности и
внимательности".
Этот трактат о добродетели
(Силавант сутта) ясно показывает,
что тот, кто добродетелен, может
отслеживать пять групп
привязанности, и отслеживая их,
поэтапно достичь плодов
вхождения в поток, возвращения
однажды, невозвращения и
архатства. Движения подъема и
опускания стенки живота – это
элемент ветра, входящий в
группу телесности (формы).
Поэтому нужно непоколебимо
помнить о том, что техника
медитации, основанная на
движениях подъема и падения
стенки живота, и созерцания пяти
групп привязанности,
возникающих в шести дверях
восприятия, – подходящая и
правильная, ведущая к
достижению плодов архатства.