Саматха-Випассана и Плод Сотапана

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

  • 2

#1 The Коля » 04.01.2016, 23:57

Достаточно давно меня волнует
этот вопрос.
Я знаю, что развитие благого
поведения речью, телом и умом
+ вера и правильное воззрение +
копление заслуг ради полного
очищения от жажды и
заблуждения - могут привести к
плоду Сотапана без предварительного развития джхан.
Также ясно, что для достижения
плода Архатства нужны хорошо
взращеные 4-8 джхан и
збалансированый ум
разнообразными
освобождениями.
Но это Архатство. А есть еще три
плода перед ним.
Мнение Махаси Саядо

Как достигается
Ниббана
Описанные выше взлеты и
падения видения-как-есть можно
сравнить с полетом птицы,
выпускаемой с плывущего по
морю корабля. В древности
капитан корабля, который не мог
иначе узнать, приближается ли
корабль к земле, выпускал
взятую с собой птицу. Птица
летела во всех четырех
направлениях в поисках берега.з
Если она нигде не могла найти
земли, она возвращалась на
корабль. Пока видение-как-есть
недостаточно зрело, чтобы
дорасти до знания пути и плода,
и тем самым достичь
осуществления ниббаны, оно
становится вялым и
запаздывающим, как птица,
вернувшаяся на корабль. Когда
птица видит землю, она летит
дальше в этом направлении, не
возвращаясь на корабль.
Аналогично, когда видение-как-
есть созрело, обострившись,
усилившись и прояснившись,
оно познает одну из конструкций,
в одной из шести дверей, как
непостоянную, или болезненную,
или безличную. Этот акт
отслеживания любой из трех
характеристик, совершенное
понимание которой наиболее
ясно и сильно, становится все
быстрее и проявляется три или
четыре раза в быстрой
последовательности. Сразу же
после прекращения последнего
сознания в этой
последовательности ускоренных
отслеживаний возникает путь и
плод (магга пхала), приводя к
ниббане, прекращению всех
конструкций.
Теперь акты отслеживания
становятся более ясными, чем до
осуществления ниббаны. После
последнего акта отслеживания
проявляется прекращение
конструкций и осуществление
ниббаны.
Вот почему достигшие
ниббаны говорят:
Отслеживаемые объекты и
отслеживающее их сознание
совершенно прекращаются, или
объекты и акты отслеживания
отсекаются, как лиана отсекается
ножом; или объекты и акты
отслеживания спадают, как
тяжелый груз; или объекты и акты
отслеживания разламываются,
как разламывается на части то,
что держишь в руках; или
объекты и акты отслеживания
вдруг освобождаются, как из
тюрьмы; или объекты и акты
отслеживания сдуваются, как
вдруг задувается ветром свеча;
или они исчезают, как темнота
вдруг сменяется светом; или они
высвобождаются, как будто
распутываются, или тонут, как в
воде; или останавливаются, как
бегущий человек останавливается
сильным толчком; или они
совершенно прекращаются.
Однако продолжительность
прекращения конструкций
невелика. Она так коротка, что
продолжается только мгновение
отслеживания. Тогда
медитирующий пересматривает
то, что произошло. Он знает, что
прекращение отслеживаемых
материальных процессов и
отслеживающих их психических
процессов – это осуществление
пути, плода ниббаны ( магга-
пхала-ниббана ). Хорошо
осведомленные практикующие
знают, что прекращение
конструкций – это ниббана, а
осуществление прекращения и
блаженства – это путь и плод
(магга-пхала). Они говорят про
себя: "Теперь я осуществил
ниббану и достиг пути и плода
вошедшего в поток (сотапатти
магга-пхала )". Для того, кто
изучал писания или слушал
проповеди на эту тему, такое
знание совершенно очевидно.

Приводится сутта в которой сотапанство резулльтат рассмотрения 5 кхандх на предмет 3 характеристик.
"Мой друг Коттхита,
добродетельный монах должен
соответствующим образом
отслеживать пять групп
привязанности как непостоянные,
приносящие страдание, как
болезнь, язву, стрелу, боль,
недуг, как чуждые, временные,
пустые и безличные. Какие
именно пять? Форму как группу
привязанности, чувство ...
восприятие ... конструкции ...
сознание как группу
привязанности. ... Потому что
возможно, что добродетельный
монах, отслеживая
соответствующим образом эти
пять групп привязанности как
непостоянные ... безличные,
достигнет плода вхождения в
поток.
Монах, достигший вступления
в поток, должен
соответствующим образом
отслеживать эти пять групп
привязанности как непостоянные,
приносящие страдание, как
болезнь, язву, стрелу, боль,
недуг, как чуждые, временные,
пустые и безличные. ... Потому
что возможно, что монах,
достигший вступления в поток,
отслеживая соответствующим
образом эти пять групп
привязанности как непостоянные
... безличные, достигнет плода
возвращения однажды.
Монах, достигший
возвращения однажды, должен
соответствующим образом
отслеживать эти пять групп
привязанности ... Потому что
возможно, что монах, достигший
возвращения однажды,
отслеживая соответствующим
образом эти пять групп
привязанности как непостоянные
... безличные, достигнет плода
невозвращения.
Монах, достигший
невозвращения, должен
соответствующим образом
отслеживать эти пять групп
привязанности ... Потому что
возможно, что монах, достигший
невозвращения, отслеживая
соответствующим образом эти
пять групп привязанности как
непостоянные ... безличные,
достигнет плода архатства.
Монах, достигший архатства,
должен соответствующим
образом отслеживать эти пять
групп привязанности. Хотя для
архата больше нет ничего, что
нужно было бы сделать, и нечего
прибавлять к уже сделанному,
все же это отслеживание – при
развитии и практике – ведет к
приятному пребыванию в здесь-
и-сейчас, к осознанности и
внимательности".
Этот трактат о добродетели
(Силавант сутта) ясно показывает,
что тот, кто добродетелен, может
отслеживать пять групп
привязанности, и отслеживая их,
поэтапно достичь плодов
вхождения в поток, возвращения
однажды, невозвращения и
архатства. Движения подъема и
опускания стенки живота – это
элемент ветра, входящий в
группу телесности (формы).
Поэтому нужно непоколебимо
помнить о том, что техника
медитации, основанная на
движениях подъема и падения
стенки живота, и созерцания пяти
групп привязанности,
возникающих в шести дверях
восприятия, – подходящая и
правильная, ведущая к
достижению плодов архатства.
http://dhamma.ru/lib/authors/mahasi/mahasi.htm
The Коля

  • 1

#2 The Коля » 05.01.2016, 00:08

Из этих мест следует, что даже без развития глубокой медитации, практика Випассаны может привести к первым ступеням прозрения.
Появляется возможность деятельно повлиять на свою участь. Ведь в нравственное совершенство - понятие емкое и неопределенное, правильные взгляды в наш век могут быть недоступны изза многих искажений Дхаммы.
Остается знание переживаемое на личном опыте.
Видение шести чувств и их объектов, возникновение и угасание психики и сознания на основе шести чувств.
Т. е. отслеживание непостоянства пяти груп привязаности здесь и сейчас.

Такая практика имеет сразу два преимущества.
1) постижение непостоянства (правильный взгляд)
2) устранение пяти помех как условие достижения джхан.

(В одной из сутт сказано, что джхану можно достигать после достижения плода Сотапана. Конечно хорошо было бы обезопасить себя таким освобождением перед в ступлением в область блаженства джхан)
The Коля

  • 2

#3 The Коля » 05.01.2016, 01:00

Возникает проблема. А как созерцать возникновение и исчезновение формы? Ведь тело имеет большую продолжительность во времени от рождения до смерти.
Также кхандха сознания, несмотря на своее микронепостоянство имеет более длительные циклы развертывания и свертывания.
По этому Асаджи на дхамма ру говорит, что осознаность и бдительность охватывает только непостоянство ведана, саннья и санскара потому, что для постижения Рупа и Винняна нужно видеть на совершенно ином уровне.
Рупа и Винньяна полностью познаются только в джхане? так выходит? Т. е. для их постижения нужно видение в несколько жизней на уровне 12 звеньев зависимого возникновения?
Но это уже уровень Анагами/Араханта.
Возможно для начального постижения непостоянства достаточно видения возникновения групы Нама в зависимости от шести чувственных сфер. Особенно видения обусловленности ведана, которая является непосредственным условием жажды.
Важность постижения чувства Будда неоднократно подчеркивал.
The Коля

#4 amv » 05.01.2016, 01:26

The Коля писал(а):Возникает проблема. А как созерцать возникновение и исчезновение формы?
Наверное для этого и есть кладбищенские созерцания и восприятия смерти.
Есть же формула: "далее он рассматривает это самое свое тело и знает, что его тоже постигнет эта участь." (своими словами).

Ну а вообще ко всем данным вашим размышлениям есть сутта про фермера, который занят своим делом, а плоды придут как будет их время.
А вы похоже очень беспокоитесь тем, как происходит их созревание и рост)
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

  • 5

#5 SV » 05.01.2016, 01:41

Из этих мест следует, что даже без развития глубокой медитации, практика Випассаны может привести к первым ступеням прозрения.

На самом деле в суттах практически нет фрагментов, которые бы говорили о том, что мол де випассана как медитация приводит к вступлению в поток. Подавляющее количество случаев - во время слушания лекции по Дхамме, во время которой слушают, а не медитируют. Опять-таки, 2 фактора для непосредственного вступления в поток - это 1) голос другого 2) мудрое внимание. Всего два, вот этих.

Возникает проблема. А как созерцать возникновение и исчезновение формы? Ведь тело имеет большую продолжительность во времени от рождения до смерти.

Смотря какое "возникновение и исчезновение формы" вы имеете в виду. Потому что в суттах под этой фразой подразумевается совершенно иное, нежели в абхидхармических комментариях и (отсюда же) в новомодных книжках по медитации.

Классическое (сутрическое) объяснение "возникновения-исчезновения" 5 кхандх объясняется исключительно в рамках Зависимого Возникновения и никак больше: http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn22_5-samadhi-sutta-sv.htm

Поздние комментаторские теории предполагают наличие неких "дхамм" которые быстро возникают и тут же исчезают - но в суттах такой идеи не прослеживается даже в зачатке.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#6 The Коля » 05.01.2016, 01:44

Беспокоюсь, да. Будда учил прилагать усилия. Будто бы на голове человека загорелись волосы и человек прилагает усердие, старание, рвение чтобы их потушить. Так же нужно стараться для реализации плода вступления в поток и архатства.

Поля нужно засеять прежде, а потом уже они будут плод приносить. Я не думаю о плодах, скорее о том как засеять первое поле.
amv.
The Коля

  • 1

#7 The Коля » 05.01.2016, 02:01

SV писал(а):
Из этих мест следует, что даже без развития глубокой медитации, практика Випассаны может привести к первым ступеням прозрения.

На самом деле в суттах практически нет фрагментов, которые бы говорили о том, что мол де випассана как медитация приводит к вступлению в поток. Подавляющее количество случаев - во время слушания лекции по Дхамме, во время которой слушают, а не медитируют. Опять-таки, 2 фактора для непосредственного вступления в поток - это 1) голос другого 2) мудрое внимание. Всего два, вот этих.

Возникает проблема. А как созерцать возникновение и исчезновение формы? Ведь тело имеет большую продолжительность во времени от рождения до смерти.

Смотря какое "возникновение и исчезновение формы" вы имеете в виду. Потому что в суттах под этой фразой подразумевается совершенно иное, нежели в абхидхармических комментариях и (отсюда же) в новомодных книжках по медитации.

Классическое (сутрическое) объяснение "возникновения-исчезновения" 5 кхандх объясняется исключительно в рамках Зависимого Возникновения и никак больше: http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn22_5-samadhi-sutta-sv.htm

Поздние комментаторские теории предполагают наличие неких "дхамм" которые быстро возникают и тут же исчезают - но в суттах такой идеи не прослеживается даже в зачатке.

1) Я выше привел текст сутты из книги Махаси. Там постижение пяти совокупностей приводет к четырем плодам по очереди. + я не противоречу тому, что сотапанами в основном становились через слушание. Но во-первых, нет сейчас Будды, который дал бы нам полный объем правильных взглядов с толкованием; во-вторых, нет таких слушателей с хорошей камой. Т. е. нам нужно сперва засеять это самое поле, а уже потом вкушать плоды (в виде прозрений как у древних слушателей)

2) Вы правы, я никак не могу представить себе микронепостоянство формы, все эти вибрирующие калапы и тд...
Если восприятия, мысли, чувства возникают и затухают по шести базам, то это самое уже не заметно с сознанием и особенно с телом, которое имеет продолжительность в 100 лет. Именно непостоянство приносящее страдание важно наблюдать. Здесь флюктуации каких-то квантов вообще не имеют значения. А когда тело умирает - тут да, видно опасность зацепленности по полной.

Наблюдая непостоянство нама, можно разотождествиться с ней, ослабить цепляние. Вопрос, возможны ли какие-то прозрения за счет осознанности-бдительности (к чувству, восприятию, мыслям)?
The Коля

  • 4

#8 SV » 05.01.2016, 02:06

Я выше привел текст сутты из книги Махаси. Там постижение пяти совокупностей приводет к четырем плодам по очереди.

На мой взгляд описываемое там не ведёт к заявленному. Можно сколько угодно наблюдать "падение стенки живота" - но это ничего не даст. Центры Махаси видимо настолько отчаялись в последнее время, что, по слухам, уже начали стандартные "сотапанна-сертификаты" за пройденные ретриты массово выдавать, чтоб хоть какая-то наглядность их эффективности была. Плод вступления в поток - это не медитативные упражнения, а правильное понимание (определяемое в итоге воззрением). Ведёт к оному мудрость - способность видеть и правильно понимать всяческие "расклады". Поэтому - когда объясняется Дхамма, или изучается самостоятельно - если ты расклады понимаешь, то хорошо. Если не понимаешь - никакие психотехники тебе не помогут.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#9 amv » 05.01.2016, 02:18

Четыре фактора, которыми обладает вступивший в поток – это подтверждённая вера в Будду, Дхамму, Сангху, и «нравственные качества, которые дороги Благородным» (ария-кантани силани). Подтверждённая вера (авечча-ппасада) – это вера, основанная на личном подтверждении истины Дхаммы. Событие, которое отмечает переход с этапа «практики для осуществления вступления в поток» к достижению самого вступления в поток – это «проникновение в Дхамму», также называемое «видением Дхаммы». Оно заключается в прямом видении Четырёх Благородных Истин, а если более точно – то принципа «всё, что имеет природу возникновения – имеет природу прекращения». Увидев истину Дхаммы, ученик уничтожает три нижних оковы – воззрения о существовании «я», сомнение, цепляние к правилам и предписаниям – и, таким образом, обретает доверие, основанное на опыте личного подтверждения.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#10 The Коля » 05.01.2016, 02:22

SV,
http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn22_5-samadhi-sutta-sv.htm
Здесь не о простом непостоянстве, а о
ПРОИСХОЖДЕНИИ пяти кхандх и ПРЕКРАЩЕНИИ, т. е. ниродха-ниббане.
Данное прекращение не составляющая характеристики аничча, скорее что-то большее.
ИМХО
The Коля

  • 1

#11 The Коля » 05.01.2016, 02:32

SV писал(а):
Я выше привел текст сутты из книги Махаси. Там постижение пяти совокупностей приводет к четырем плодам по очереди.

На мой взгляд описываемое там не ведёт к заявленному. Можно сколько угодно наблюдать "падение стенки живота" - но это ничего не даст. Центры Махаси видимо настолько отчаялись в последнее время, что, по слухам, уже начали стандартные "сотапанна-сертификаты" за пройденные ретриты массово выдавать, чтоб хоть какая-то наглядность их эффективности была. Плод вступления в поток - это не медитативные упражнения, а правильное понимание (определяемое в итоге воззрением). Ведёт к оному мудрость - способность видеть и правильно понимать всяческие "расклады". Поэтому - когда объясняется Дхамма, или изучается самостоятельно - если ты расклады понимаешь, то хорошо. Если не понимаешь - никакие психотехники тебе не помогут.

Ну видимо они наблюдают возникновение и исчезновение элемента ветра в процессе дыхания, потом распространяют это рассмотрения на остальные три элемента. Но по сути все сводится потом к созерцанию психического потока <нама>. И не факт, что оно не работает. Это та самая осознанность-бдительность описанная в Самадхибхаване сутте АН 4. 41
Может быть значительно ослабляет самоотождествление с содержимым ума. Ведь и тело и "я" и мир предстают в виде восприятий, чувств, мыслей, к которым, как к посредникам, вырабатывается цепляние.

Жека, та каторая на БФ иногда появляется, практикует этот метод и довольна. Книга Шетока по эксперименту осознанности открывает чудестный опыт Автора.
The Коля

  • 2

#12 masterjack » 05.01.2016, 10:12

The Коля писал(а):Ведь в нравственное совершенство - понятие емкое и неопределенное, правильные взгляды в наш век могут быть недоступны изза многих искажений Дхаммы.
они доступны.

The Коля писал(а):Может быть значительно ослабляет самоотождествление с содержимым ума. Ведь и тело и "я" и мир предстают в виде восприятий, чувств, мыслей, к которым, как к посредникам, вырабатывается цепляние.
эдак лет через 10.
ослабление. дающее возможность увидеть.
даже "в Дзене" дОлжно пройти лет 10-20 по разным рассказам.
для чего? для того чтобы сформировалась первая "нужная" привычка: не автоматическое действие от ума,
а осознаваемое действие с пониманием содержимого ума. т.е дОлжно произойти разотождествление между
"я" и содержимым ума. случаи вовлечения в содержимое ума стают реже и короче.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#13 The Коля » 05.01.2016, 11:10

SV,
Есть еще такая Сутта, с объяснением непостоянства 5 кх. на уровне одного звена ВЗВ

www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn109-mahapunnama-sutta-sv.htm
«Учитель, в чём условие и
причина проявления
совокупности материальной
формы? В чём условие и причина
проявления совокупности
чувства… восприятия…
формаций… сознания?»
«Четыре великих элемента,
монах, являются условием и
причиной для проявления
совокупности материальной
формы. Контакт – это условие и
причина для проявления
совокупности чувства. Контакт –
это условие и причина для
проявления совокупности
восприятия. Контакт – это
условие и причина для
проявления совокупности
формаций. Ментальность-и-
материя – это условие и причина
для проявления совокупности
сознания».

Значит достаточно увидеть зависимость от

1. четырех элементов
2. контакта
3. контакта
4. контакта
5. имя-формы

Выходит 5 кх возникают и прекращаются в реальном времени(или хотябы виден потенциал непостоянства в них через обусловленность)
ИМХО
The Коля

  • 1

#14 The Коля » 05.01.2016, 11:16

эдак лет через 10.
ослабление. дающее
возможность увидеть.
даже "в Дзене" дОлжно пройти
лет 10-20 по разным рассказам.
для чего? для того чтобы
сформировалась первая "нужная"
привычка: не автоматическое
действие от ума,
а осознаваемое действие с
пониманием содержимого ума.
т.е дОлжно произойти
разотождествление между
"я" и содержимым ума. случаи
вовлечения в содержимое ума
стают реже и короче.

О чем и речь.
Это не может не способствовать отбрасыванию нижних оков. Всетаки правильные взгляды хорошо бы пережить на личном опыте, а не только в теории.
Я думаю, практика осознанности-бдительности предназначена именно для этой цели.
The Коля

  • 1

#15 SV » 05.01.2016, 12:26

Здесь не о простом непостоянстве, а о
ПРОИСХОЖДЕНИИ пяти кхандх и ПРЕКРАЩЕНИИ, т. е. ниродха-ниббане.
Данное прекращение не составляющая характеристики аничча, скорее что-то большее.
ИМХО

Это и есть самое что ни на есть непостоянство, объясняемое в четырёх истинах.

Это не может не способствовать отбрасыванию нижних оков. Всетаки правильные взгляды хорошо бы пережить на личном опыте, а не только в теории. Я думаю, практика осознанности-бдительности предназначена именно для этой цели.

Эти банальные вещи видит любой медитатор, проходящий любые випассанистские ретриты. Буддистами однако они не становятся - почему я и говорю, подобные наблюдения если и отражают истину непостоянства, то в очень узком спектре, совершенно недостаточном для понимания четырёх истин. Например, вы рукой двигаете - тоже непостоянство, наблюдаемое "в онлайне". Можно на ретриты не ездить, а просто сидеть и смотреть на свою руку. Вот только к вступлению в поток это вас не приведёт.

А к масштабному пониманию непостоянства ведёт именно понимание того, откуда берётся сама жизнь, само существование, как оно поддерживается, и как прекращается при каких условиях. Масштабно. Только тогда вы сможете понять правильно принцип анатты и сформировать адекватные воззрения.

Есть еще такая Сутта, с объяснением непостоянства 5 кх. на уровне одного звена ВЗВ

Значит достаточно увидеть зависимость от

1. четырех элементов
2. контакта
3. контакта
4. контакта

Да, вот только правильно ли понимать здесь контакт как просто прикосновение руки к горячей сковороде? Например, в ДН 1 Будда утверждает, что 62 неправильных воззрения тоже возникают из-за контакта. Но ведь совершенно очевидно, что они возникают в сложных комплексных и длительных условиях, а не мгновенно и внезапно. Значит, если смотреть по суттам, обусловленность контактом может и не означать примитивизма опыта, а может означать нечто куда более масштабное.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#16 The Коля » 09.02.2016, 14:55

http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an1_585-ekadasama-sutta-sv.htm

[Б лагословенный сказал]:
«Монахи, когда одна вещь
развита и взращена, невозникшие
благие качества возникают, а
возникшие благие качества
увеличиваются и разрастаются.
Какая одна вещь? (1)
Осознанность, направленная к
телу. Когда эта одна вещь
развита и взращена...
разрастаются».

(сутты идентичны предыдущей АН
1.585)
– ведёт к реализации плода
вступления в поток... (АН 1.596)
______
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn25_5-vedana-sutta-sv.htm

В Саваттхи: [Благословенный
сказал]: «Монахи,
* Чувство, рождённое контактом
глаза, непостоянно, переменчиво,
подвержено изменениям.
* Чувство, рождённое контактом
уха, непостоянно, переменчиво,
подвержено изменениям.
* Чувство, рождённое контактом
носа, непостоянно, переменчиво,
подвержено изменениям.
* Чувство, рождённое контактом
языка, непостоянно,
переменчиво, подвержено
изменениям.
* Чувство, рождённое контактом
тела, непостоянно, переменчиво,
подвержено изменениям.
* Чувство, рождённое контактом
ума, непостоянно, переменчиво,
подвержено изменениям.
Тот, кто верит в эти учения и
настраивается на них, зовётся
«идущим-за-счёт-веры». Он
вступил на твёрдый путь
правильности, вступил в мир
высших людей, вышел из мира
заурядных людей. Он неспособен
совершить какой-либо поступок,
из-за которого он мог бы
переродиться в аду, в мире
животных или в мире
страдающих духов. Он не может
умереть, не реализовав плода
вступления в поток.
______________
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn22_122-silavanta-sutta-sv.htm
"Мой друг Коттхита,
добродетельный монах должен
соответствующим образом
отслеживать пять групп
привязанности как непостоянные,
приносящие страдание, как
болезнь, язву, стрелу, боль,
недуг, как чуждые, временные,
пустые и безличные. Какие
именно пять? Форму как группу
привязанности, чувство ...
восприятие ... конструкции ...
сознание как группу
привязанности. ... Потому что
возможно, что добродетельный
монах, отслеживая
соответствующим образом эти
пять групп привязанности как
непостоянные ... безличные,
достигнет плода вхождения в
поток.
________
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/T ... 2-dutiya-assutava-sutta-sv.htm

Но то, что называется
«умом», «разумом», «сознанием»
– днём и ночью возникает как
одно, а исчезает как иное.
Поэтому, монахи, обученный
ученик Благородных тщательно и
пристально уделяет внимание
самому зависимому
возникновению так: «Когда есть
это, появляется и то. С
возникновением этого, возникает
то. Когда этого нет, не появляется
того. С прекращением этого,
прекращается и то».
Монахи, в зависимости от
контакта, переживаемого как
приятный, возникает приятное
чувство. С прекращением этого
контакта, переживаемого как
приятный, соответствующее
чувство – [т.е.] приятное чувство,
которое возникло в зависимости
от этого контакта, переживаемого
как приятный – прекращается и
затухает....
.... Видя так, монахи,
обученный ученик Благородных
испытывает разочарование [по
отношению] к контакту,
разочарование [по отношению] к
чувству, разочарование [по
отношению] к восприятию,
разочарование [по отношению] к
формациям [ума], разочарование
[по отношению] к сознанию.
Испытывая разочарование....
______________
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/T ... 131-bhaddekaratta-sutta-sv.htm

И каким образом, монахи,
человек неодолим в отношении
возникших в данный момент
состояний? Вот, монахи, хорошо
обученный ученик Благородных –
тот, кто уважает Благородных и
кто умелый и обученный в их
Дхамме, который уважает чистых
людей, умелый и обученный в их
Дхамме, не считает, что
материальная форма – это «я»…
…или что «я» находится в
сознании. Вот как он неодолим в
отношении возникших в данный
момент состояний.....
..... «Пусть прошлое в себе не
пробуждает,
Будущих ожиданий пусть не
строит.
Ведь прошлое оставлено уж
было,
А будущее не пришло ещё.
Но вместо этого прозрением
пусть видит
Сейчас возникшее любое
состояние.
Пусть знает это, пусть уверен
будет в этом
Неколебимым и неодолимым.
Старание нужно прилагать уже
сейчас.


Краткие выводы:
*Осознанность к телу ведет к вступлению в поток
*Вера в непостоянство и знание о непостоянстве совокупностей ведет к вступлению в поток
*Медитативное рассмотрение пяти совокупностей на предмет непостоянства ведет к вступлению в поток
* Рассматривать непостоянство сознания, ума, рассудка нужно на уровне контакта
*Рассматривать непостоянство и безличность нужно на уровне настоящих состояний, в моменте "сейчас" отбросив воспоминания о прошлых состояниях и мечты о будущих состояних.


Выходит випассана-осознаность здесь и сейчас ведет к всуплению в поток. Или хотябы бхавана в широком смысле.
The Коля


Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 14 гостей