Список форумов › Теория и практика › ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Mira писал(а):Как вы относитесь к высказыванию Тертуллиана: "Верующий человек никогда не задумывается над вопросом, истинно или нет то, во что он верит, а если задумается - тогда это уже неверующий человек?"
Mira писал(а):То есть Вы в положениях буддизма периодически сомневаетесь и дискомфорта при этом не испытываете?
Ericsson писал(а):А сомнение в чем-то не дискомфорт создает, а просто не дает провинуться дальше, на следующие левелы.
Mira писал(а):Ericsson писал(а):А сомнение в чем-то не дискомфорт создает, а просто не дает провинуться дальше, на следующие левелы.
То есть, получается, что не верится в какие-то вещи, и есть ощущение, что если бы верилось, то было бы круче?
Satou писал(а):Ну так то всё правильно https://ru.wikipedia.org/wiki/Вера
Ве́ра — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах
Mira писал(а):То есть Вы в положениях буддизма периодически сомневаетесь и дискомфорта при этом не испытываете?
Ericsson писал(а):
Если бы вера была живее и горячее, то она бы дала больший энтузиазм в практике, и тогда да - потом было бы круче
aNiMa-00170 писал(а):Mira писал(а):То есть Вы в положениях буддизма периодически сомневаетесь и дискомфорта при этом не испытываете?
— вопрос этот, как мне кажется, сложный, интересный и неоднозначный. Потому как, с одной стороны, сам Будда Гаутама вроде бы как учил НЕ верить ему просто на слово, во всех положениях его Учения (Дхаммы) сомневаться, всё проверять, и лишь выяснив непосредственно на собственном личном опыте несомненную истинность и действительную пользу Дхаммы для себя, — полностью и безапелляционно принимать её. Всё это так. Однако, размышляем далее, и тут уже получается, как посмотреть, — потому как, с другой-то стороны, скептические сомнения (вичикиччха) — является одним из классических помех и ключевых препятствий в буддийской практике (ниварана) — см. например здесь:
http://www.theravada.ru/Teaching/Glossary/hindrances.htm
Классическое перечисление «саддха-вирья-сати-самадхи-паннья» (то есть последовательный ряд: вера, энергичность (усердие), осознанность, и тд. и тп... ) — встречается как в «Йога-сутрах» Патанджали, так и в более ранних буддийских текстах. А Дхаммапада (т.е. фактически сам Будда Шакьямуни) говорит (строфа 38):
«У того, чья мысль (ум) нестойка, кто не знает истинной Дхаммы,
чья вера колеблется, — мудрость (паннья) не становится совершенной».
Вера означает определенность, отсутствие сомнения (вичикиччха).
Сомнение — это колебание между двумя вариантами: делать это или не делать. Следовать ли такому учению, либо НЕ следовать (потому что сомневаешься и не доверяешь). Понятно, что это возможно на уровне теории, размышления, исследования, познания. Но для действия необходима одновариантность, иначе невозможна никакая решимость и энергичность. Таким образом, сомнение (вичикиччха) относится к одной из основных клеш/килес!
Четвертая ккхандха (самкхара, формирующие ментальные факторы) включает несколько десятков дхамм. Это в тч. благоприятные дхаммы, среди которых вера (саддха), и неблагоприятные (это — основные килесы, в тч. сомнение, вторичные (производные) килесы, числом 20. Среди них — неверие (асаддха). Таким образом, упоминается не только сомнение (в истинности Четырех Истин, законе каммы и тп.), но даже и неверие.
....
Orang писал(а):Ну, а Будда - это все-таки авторитет и много чего полезного и проверяемого говорил, поэтому ему можно довериться в том, что недоказуемо посредством собственного ума.
Mira писал(а):Нет, меня не интересует вера с точки зрения дхаммы. Меня интересует другое, бывают ли сомнения в отношении положений современной Тхеравады лично у Олега Шашкова?
Mira писал(а):Как вы относитесь к высказыванию Тертуллиана: "Верующий человек никогда не задумывается над вопросом, истинно или нет то, во что он верит, а если задумается - тогда это уже неверующий человек?"
Я вообще ни во что не верю, стараюсь всё проверять, что невозможно проверить просто откладываю до момента появления доказательствMira писал(а):Кто бы мог назвать себя верующим с позиции Тертуллиана?
Илья_Ч писал(а):
По моим ощущениям это как раз против Буддисткой веры идет. Буддисты должны думать, анализировать. Не зря фактором просветления является исследование феноменов.
Satou писал(а):Я вообще ни во что не верю, стараюсь всё проверять, что невозможно проверить просто откладываю до момента появления доказательств
Есть конечно доверие авторитетным личностям, что некоторые почему то приписывают к вере, но их заявления так же проверяются, если они не выбиваются из общей картины, то этого достаточно, если выбиваются, то опять же сверяется с другими источниками
Сейчас этот форум просматривают: 19 гостей