Mira писал(а):Ниббана - это главная цель с самого начала. Ты либо соглашаешься с конечной целью, и вступаешь на путь, либо нет. То, что Вы предлагаете - вступить на путь без понимания конечной цели, пройти все этапы и прийти к Ниббане (с умом без омрачений, и уже тогда с пониманием).
Вовсе нет. Я не предлагаю быть агностиком по отношению к Третьей Благородной Истине, указующей на прекращение дуккха.) Напротив, я говорю об осознании Ниббаны как логического продолжения нашего непосредственного знакомства с Первой Благородной Истиной.
"Видящий дуккха видит также возникновение дуккха, видит также, прекращение дуккха, и видит также путь, ведущий к прекращению дуккха".То есть, через осознание/освоение даже самых первых этапов буддийского Учения, цель может стать предельно ясна!
"Подобно тому, как вкус вод великого океана имеет один вкус – солёный, так же и мои учения имеют один вкус – вкус освобождения" (с) - не знаю, насколько канонична эта цитата, но суть сказанного передает хорошо.
Например с психологической точки зрения, цель-Ниббану можно рассмотреть так: "Разум освобожден от лихорадки страстей и обретает беспристрастность («вирага»), освобожденный от всех несчастий, он становится не скорбящим («асока»), свободный от всех уз, он испытывает высшую умиротворенность и защищенность («ануттара йогаккхема»). Это внутреннее состояние арахата, «Достопочтенного», человека, который обрел Ниббану в течение этой жизни. Освобожденный от неведения и стремлений, арахат неподвержен страху, суете, разочарованию." (Бхиккху Боддхи)
Возникает вопрос: если конечная цель неясна или даже пугающа, что заставит человека вступить на путь? У меня ответ один - желание обрести мирское счастье, чтобы не было плохо здесь и сейчас.
Учение Будды призвано осуществить три разновидности блага: благо, относящееся к текущей жизни, благо будущей жизни и высшее благо. Первое – благополучие и счастье здесь и сейчас; второе – счастливое перерождение; а третье – Ниббана, полное освобождение от круга перерождений.
Совет Будды его мирянам- последователям основан на предпосылке, что путь к Ниббане долог и труден, для большинства искателей он растянется на многие жизни в безграничном океане самсары. Поэтому те ученики, которые еще не готовы встать на крутую и суровую дорогу отречения, нуждаются в практических советах, которые помогут им решать проблемы повседневной жизни. Кроме всего прочего, это достойные идеи, ведущие к гармонии повседневной жизни, помогающие заработать благую карму, что приведет к результату хорошего перерождения. (Бхиккху Боддхи)
Что касается Ниббаны, то опять же, пугающей она может быть лишь вследствии попыток представить её как некое состояние, причем с точки зрения нашего обыденного, чувственного опыта.) При мыслях о преходящей природе этого мира, многие люди испытывают некоторую тревогу, неуверенность, страх потерять, и т.д., всё это обусловлено жаждой (танха) и привязанностями (упадана), по отношению к имеющемуся чувственному опыту, который мы называем жизнью.
Почему говорится, что путь к Ниббане долог и труден, особенно для мирян? Потому что пока мы не достигнем однонаправленности ума и не испытаем блаженства, которое превыше чувственных удовольствий, мы ничего не можем поделать с влечением к чувственным наслаждениям.
Будда ответил, что даже если ученик Благородных с помощью мудрости увидел, что жажда, отвращение и невежество – это порочные качества, его всё равно могут отвлекать чувственные желания, до тех пор, пока он не достигнет восторга (пити) и счастья (сукха). Пити и сукха – это факторы джханы. Слово «джхана» может быть переведено как «состояние умственного накала», когда ум становится ярким из-за сатипаттханы (мощного памятования, осознанности) и сосредоточения.
То есть, ближайшей, и вполне реализуемой целью для большинства из нас может стать то самое благо в этой жизни, осуществляемое с помощью развития начально мудрости (пання), когда избавление от некоторых иллюзий и надежд, приводит к спокойствию и уверенности, нравственности (сила), бхаваны и т.д., а также "вступление в поток".
Даже обидно))) Вы на полном серьезе думали, что я не в курсе?)))
Если серьезно, при исключении размышлений о Ниббане, это определение можно считать конечной целью.
Наоборот, я уверен, что почти все знают это определение. Так что это было просто напоминание.)
Размышления о Ниббане как о полном прекращении загрязнений ума, и вызываемых ими страданий (дуккха), думаю не стоит исключать. А что касается второго аспекта Ниббаны, понимаемого как прекращение обусловленных явлений, составляющих поток бытия, то здесь уже теоретезирование действительно излишне. Достаточно знать, что без неведения, жажды и каммы, перерождения не возможны. И когда приходит понимание того, что кхандхи (пять совокупностей) - это вкратце и есть дуккха, тогда все беспокойства, сомнения и страхи их потерять прекращаются, остается радость от осознания Третьей благородной истины.) А есть ли что-то после париниббаны или нет- это уже фантазии, метафизика, философия, вера. Как сказано в одной из сутт "усложнение неусложняемого". И действительно, какое мнение не имеешь на это счет, здесь-и-сейчас от этого лучше не станет.)