Вы думаете я не читал? ;)
Не знаю, мы видимо какую-то разную литературу читали. У меня был было много книг по дзэну-махаяне и ваджраяне, и ещё больше в электронном виде. Все они разительно отличались от любой тхеравадинской книжки именно тем, о чём я написал.
Если так упрощать, то тоже самое можно и о буддизме ЮВА сказать.
Да, можно. Но если чуть усложнить (для тех кто готов вместить чуть большее), то получается, что махаяна-ваджраяна по воззрениям нафиг не нужна, только всё портит. Ничем не лучше христианства, например. А то даже и хуже местами.
Не так уж и много. Несколько храмов на территории Бурятии и Калмыкии с десятком лам, времен СССР - это капля в море. По поводу женатых монахов в Японии - это ошибка перевода. Там это именно отдельный от монашества класс священников-жрецов - заимствование из синтоизма.
Не только СССР - они и сейчас живут и здравствуют. Плюс есть ещё китайские женатые монахи. Да и вообще там много, где идёт закос мирянина под монаха (лама/гуру - который внешне может ничем от монаха не отличаться, но женатый). Таких как известно в тибетской традиции пруд пруди. В тибетском буддизме сейчас вообще сильный крен в сторону не-монашества среди учителей. Скорей всего скоро у них монахов не останется вовсе.
Если в какой-то буддийской школе, практикуют Восьмеричный Благородный Путь в полной мере, в центре доктрины находятся 4БИ, как и во времена Будды, монахи соблюдают Винаю и практикуют медитацию, то нет никаких причин для того, что-бы последователи такой школы не достигали ступеней Арья и полного Пробуждения. Совершенно не обязательно узнавать о 4БИ и Б8П, именно из Палийского Канона, есть и другие источники, где это ядро Дхаммы передано без искажений, а практические наставления по медитации, передаются в прямой линии передачи от учителя к ученику уже тысячи лет и в Китае, и в Японии, и в Корее и в Тибете, так что и с теорией и с практикой все в порядке.
Да, в китайском каноне есть Агамы - аналог Палийского. В Тибетском каноне есть 25% по смыслу схожих сутт с палийскими (наследие сарвастивады и отчасти махасангики-локуттаравады). Вот только никто это не изучает и не практикует. Это просто данность. Только в последнее время те направления, которые пользуются китайским каноном, заинтересовались наличием Агам и какие-то единичные монахи пытаются что-то с ними поделать, как-то их поизучать. Но беда в том, что совершенно никто не знает как это практиковать - нет традиции такой практики. Только одна живая традиция, которое это практиковала, осталась - Тхеравада. Все эти века и тыщщелетия Махаяна-Ваджраяна совершенно иные вещи практиковала - и живая линия передачи у них предлагает практиковать именно это, а не рудименты в виде Агам или сутр Сарвастивады.
Да, сейчас можно найти некоторых не-тхеравадинских буддийских учителей, которые начинают учить анапанасати, випассане и прочим чисто тхеравадинским с т.з. базы вещам. Но все эти вещи они берут из Тхеравады, а не из своих канонов, и учат им не потому, что многие века это традицией практиковалось, а потому, что сейчас Тхеравада мощно это популяризировала и есть на это спрос.
И так, как буддийских стран не так уж много, то лучше сотрудничать, выстраивать гармоничные отношения, искать точки соприкосновения между буддийскими школами
Так уже такие отношения и выстроены. Организуются же бесконечные обще-буддийские съезды, конференции. Кого туда только из буддистов не приезжает. И все улыбаются, общаются, кушают вместе, гуляют, фоткаются. Никто никого дубинами не бьёт, бранью не осыпает. Всё уже сделано.