Wind писал(а):Slav писал(а):То, что Тхеравада - первоначальное учение Будды, спору нет
Дело совсем не в первородстве. Наоборот, замечаю что поздние модификации любого учения обычно гораздо стройнее получаются и лучше проработаны. В Махаяне же много красивой романтики, но часто возникало ощущение что главы как-то не вяжутся друг с другом ... наверное пока Гуру не придет и не свяжет как-нить на веру.
Кстати интересно а кто первый заявил концепцию Бодхичиты? ... ну в плане чтоб освобождать там всех.
Aбхисамаяланкара: «Ради блага всех живых существ, пусть я смогу достичь состояния Будды». Это определение бодхичитты. Но это поздний трактат, из раннего наверное Лотосовая сутра и трактаты Нагарджуны. В большинстве версий (в том числе сохранившихся санскритских) Лотосовая сутра состоит из 26 глав в стихах и прозе, из которых первые 20 (особенно 1—9, 17) учеными датируются 1 в. до н. э., остальные были завершены к 3 в. Первый китайский перевод выполнен в 255 г.
Касательно Нагарджуны, то у него есть комментарий на бодхичитту, то есть там конкретно разбирается, а в Лотосовой сутре, говорится о колеснице бодхисаттв, возможно без употребления термина «бодхичитта», хотя не знаю, так как эту сутру целиком не читал, но сама устремлённость, решимость к пробуждению на благо других, является зарождением бодхичитты. Есть бодхичитта намерения, есть бодхичитта действия. Тот, кто зародил в себе бодхичитту — Бодхисаттва.
В контексте Дзогчен, бодхичитта, это исконная пробужденность ума.
А вот из биографии Аджана Мана:
Ачарья Ман рассказал нам, что однажды в прошлом, Ачарья Сао решил стать Паччекабуддой. Оживление своих усилий в медитации заставило его вспомнить о его давнем решении, и его затянувшаяся привязанность к этой цели заставила его желать стремиться к Ниббане в настоящем. Вскоре стало очевидным, что эта клятва блокирует любые попытки реализовать Ниббану в этой жизни, поэтому он сразу же решил отказаться от старых обетов. На его месте, он решил достичь Ниббаны как можно скорее. Он стал полон решимости достичь этой цели в его нынешней жизни, чтобы избежать страданий перерождения в будущем.
Отказавшись от своего первоначального обета, и, таким образом, от препятствий со стороны предыдущих обязательств, его практика медитации стала гладко прогрессировать, пока однажды он наконец не достиг Земли Высшего Счастья, к которой стремился. Тем не менее, его навыки обучения были очень ограничены, вероятно это было связано с природной предрасположенностью к становлению Паччекабуддой: тем, кто не имеет склонности учить других, хотя способен обрести полное просветление. Кроме того, тот факт, что он смог так легко отказаться от своего первоначального решения, а затем достичь своей новой цели, означает, что его предыдущий обет еще не созрел до той стадии, когда стал необратимым. Ачарья Ман рассказал, что в прошлом он сделал аналогичное решение - в его случае, торжественную клятву стать Буддой. Также как и с Ачарьей Сао, увеличение усилий в медитации заставило Ачарью Мана вспомнить это давнее намерение, и эту основную привязанность заставившую его стремиться к достижению Ниббаны в его нынешней жизни. Ачарья Ман отказался от своего обета быть Буддой только после того, как начал практиковать дхутанга камматтхана, потому что тогда он понял, что его достижение было бы слишком долгим. Это потребовало бы эонов кружений в сансаре: рождаться, взрослеть, стареть, заболевать и умирать снова и снова, бесконечно перенося страдания и боль.
Путь парамитаяны долгий, он подразумевает накопление, развитие совершенств, но методы Ваджраяны предполагают реализацию пробуждения за одну жизнь, так как наверное не связаны с размышлением и всем прочим, предлагаемом в ламримах, а направляют практика напрямую к реализации прозрения, виденья (садханы в себе содержат шаматху и випашьяну, а ламрим вроде бы только аналитическую медитацию предлагает). В Дзене вообще говорится о внезапном пробуждении и методы там наверное более соответствуют Тхераваде. Дзенки, помимо дзадзен, используют созерцание хваду, разгадку коанов, есть у них и нечто вроде медитации на кашины, и много других методов, есть у них какая-то шикантаза, которая объясняется здесь-
http://zen-kaisen.ru/zen-teaching/zen-kodo-sawaki/kodo-sawaki-book/ .