#5 Искатель » 12.03.2016, 23:10
Открыл тему в данном разделе, потому как мне придётся употреблять термины другого учения - Нагвализма - для объяснения своего вИдения данного феномена. Почему? Потому что волею судеб (каммы) именно этим учением я впервые был серьёзно заинтересован (пока не познакомился с Буддизмом), до некоторой степени его постиг, так сказать, и через его призму впервые по-настоящему открыл для себя некоторые фундаментальные грани реальности, на которые вряд ли вообще обратил бы внимание. По крайней мере, достаточное для того, чтобы осознать их немалое влияние на нашу жизнь. Одна из таких граней - Забвение. Во всех возможных смыслах этого слова.
Начну с того, что даже для того, чтобы обратить внимание на сам механизм Забвения, уже нужно иметь определённое намерение. Вряд ли это можно сделать "просто так", скорее придётся задаться целью, чтобы получить какое-то понимание от своих наблюдений. Уточню, что я понимаю в данной теме под Забвением? От забывания обычных, повседневных мелочей (почистить зубы на ночь; купить домой хлеб) до забывания целых пластов собственного опыта (например, раннего детства).
Немного из личного опыта. В Нагвализме есть такая практика "перепросмотр". Цель её в тотальном "вспоминании" всей прожитой жизни, т.е. воссоздании в своём уме всей цепочки событий, начиная с данного момента и вглубь, если возможно, до самого рождения. Скажу сразу, что сам я не практиковал так интенсивно и глубоко, тем более, что в этой практике есть изрядная доля мистицизма. Но даже небольшого, формального намеренного вспоминания мне хватило для нескольких эффектов:
1. Осознания самого объёма забытого опыта. Его действительно целая прорва! Опыта, который ушёл куда-то вглубь подсознания и там "осел", но при этом не перестал быть действительным. Если я начинаю сильно углубляться в осознание этого явления, даже становится страшно. Так много этого тёмного пространства Забвения в уме. И оно постоянно пополняется всё новыми и новыми наслоениями, даже ничтожная часть которых вряд ли когда-нибудь снова будет "вынесена под фонарь осознания". Само созерцание этого механизма устрашает. Для чего? Зачем?
2. Восприятия течения жизни (лет), как восприятие одного очень длинного момента "сейчас". Когда смотришь сквозь это, стираются (становятся неактуальными) границы дней, времён года, лет. Смотришь на свою жизнь, на свой ум, на его содержимое, меняющееся за всю жизнь, как на поток. Не всегда я бываю в таком состоянии, конечно, но со временем чаще. Кстати, через это состояние намного отчётливее видна страдательность всего. Моменты искренней радости подобны вспышкам, по сравнению со всем остальным.
3. Ощущение "длинности жизни". Мне 25. Но когда смотрю "так" - это уже не те 25. Будто целая длинная жизнь.
4. Возможность распутывания узлов каких-то своих проблем. Как раз путём вспоминания тех ситуаций, в которых они зарождались. Иногда получается, иногда нет. Что-то ум вообще противится вспоминать. Просто как будто что-то не даёт. Или сам замечаешь, что начинаешь "вдруг" переключать свои мысли на что-то другое, будто и не хотел секунду назад вообще что-либо вспомнить.
5. Понимание огромной роли памяти в процессе любого личного развития, в том числе духовного. Например оттого, что память о последствиях каких-то своих личных неправильных привычек притупилась, можно снова соврешить ту же ошибку, наступить на те же грабли. А почему? Потому что уже не так отчётливо "помнишь", как было больно, когда наступил в прошлый раз, и под влиянием такого забвения наступаешь снова. Потом сожалеешь. Потом снова забываешь и цикл повторяется.
Культивируя такое "направление ума", иногда даже сталкиваюсь с бытовыми проблемами на уровне недопонимания с окружающими. Например, кто-то радостно сообщает мне какую-то новость, а мне трудно сорадоваться, потому что вижу на основе своего опыта (вспоминая похожие ситуации): "То, чему ты сейчас радуешься, в будущем станет причиной твоих же печалей". В результате, стою с каменным лицом. Иногда, конечно, отпускаю ситуацию, "взор притупляется" и снова радуюсь вместе с человеком, но внутреннее понимание "неправильности" остаётся.
Вообще говоря, даже если не брать во внимание множественность перерождений, а взять даже эту самую жизнь, то масштаб нашего забывания заставляет озадачиться. Интересно, кто что думает по этому поводу, а также интересно, что сказано в Каноне на тему забвения. (За ссылки на конкретные сутты буду благодарен.)