Морра писал(а):Мне тоже кажется, Наталья, что я Вас понимаю. Но не нахожусь на том уровне, откуда можно было бы что-то советовать... Что касается того, что в Ваджраяне мистикам-романтикам проще - не факт. Поначалу - да, а потом все может закончиться не очень хорошо, об этом не раз писалось в разных местах.
Так не нужно сразу кидаться в тантру, там ведь есть условия, после осуществления которых, можно переходить к тантрической практике (зарождение бодхичитты, понимание пустотности, отречение - три основы пути) и в ваджраяне важны не методы, а учитель, а ему будет виднее что давать и как, хотя для россиян возможности контакта учитель-ученик, очень редки, разве что с теми учителями, что живут в Москве, например лама традиции Джонанг - Йонтен Гиалтсо. Потом можно оставаться в рамках сутрического метода в тибетских традициях, практиковать шаматху и випашьяну, лоджонг, заместо метта-бхаваны - тонглен. А что касается тантры, то на том-же БФ немало тантриков и они пока не жалуются, хотя на форуме Ясный свет, есть интересная тема, где освящается традиционный подход: Карма Чакмэ говорит, что практики дэватов в свиту которых входят омрачители сознания, только для садхаков обретших определённую йогическую силу, благодаря которой данная свита помогает достичь многих сиддхи. Если же садхак не обладает подобной реализацией, то у него просто усиливается влияние клеш. Он даёт некоторые примеры таких дэватов: Ямантака (Ваджрабхайрава), Палден Лхамо (Шри Дэви Махакали), Вайшравана, Красный Замбала, Дордже Лекпа, гневные формы Гуру Ринпоче. Перед тeм, как делать садханы дэватов означенных выше рекомендуется сначала реализовать садхану дэватов не имеющих такой свиты: Авалокитешвара, Тара, мирные формы Падмасамбхавы -
http://clearlight.borda.ru/?1-6-0-00000745-000-0-0-1233053827Потом есть методы в тибетских традициях не связанные с йогой божества, есть методы махамудры в Кагью без практики йдамов, есть методы дзогчен в Ньингма.
Есть ещё Дзэн, где никакой тантры нет, дзэнские наставники приезжают в Россию, проводят беседы, ретриты. Сейчас популярны стали вебинары, когда учитель не приезжает, а по скайпу отвечает на вопросы, вебинары даже записывают. Есть видеозаписи учителей Кван Ум, есть тексты этой традиции, есть сайт с расписаниями приезда учителей и совместных практик. В Россию кстати чаньский наставник Шэн Ян приезжал, недавно приезжал японский наставник - Сёдо Харада Роси. Приезжала его ученица - Тайкан СёЭ, прожившая в Японии, в монастыре Согэндзи, более 20 лет, сейчас она возглавляет европейский центр Хокуодзан Согэндзи. Потом, у кого нет денег на дорогу и учения, те довольствуются видеозаписями и беседой в интернете, чтением традиционных текстов. В наше время, с некоторыми наставниками можно пообщаться по интернету, я например когда-то общался с Ву Бонгом, да и с нашими тхеравадинскими монахами можно пообщаться через этот форум, или даже через популярные социальные сети.
Тут ещё вопрос во взглядах, может быть Наталье не близки взгляды традиции палийских текстов, где сознание это только процесс контакта и по смерти архата всё окончательно угасает, так как нет обуславливающих причин для возникновения сознания. Может быть ей хотелось бы традиции, где есть учение о тончайшем сознании ясного света (ясный свет относится к тантрийским классификациям, которые несколько отличаются от классификации сутр. В сутрах сознание делится на 2 типа грубое и тонкое, в тантрах на 3: грубое, тонкое и наитончайшее. Вот это наитончайшее сознание и соотносится с ясным светом). Я об этом уже писал -
/viewtopic.php?p=78932#p78932Ну тут каждому своё, кому Тхеравада, кому другие традиции.