#12 Киттисаро-ушёл » 21.06.2019, 15:55
Судя по всему суженный ум – это весьма вредное состояние и является первым, на что нужно обращать внимание в повседневной практике. В Сатипаттхана сутте ум суженный (saṅkhittaṃ vā cittaṃ) не относится к паре увеличенного-не-увеличенного ума (mahaggataṃ/аmahaggataṃ vā cittaṃ). Последние типы состояний ума относятся к джхановым состояниям. В то время как первое имеет более важное значение для повседневной практики.
Тут Будда отмечает не суженный ум, как ум, лишенный вовлеченности, спокойный и собранный (СН47.10):
“И как, Ананда, происходит развитие без перенаправления? Не перенаправляя ум вовне, монах понимает: «Мой ум не перенаправлен вовне». Затем он понимает: «Он не сужен [asaṅkhittaṃ] после и прежде, освобождён, не перенаправлен». Затем он понимает: «Я пребываю в созерцании тела в теле, будучи старательным, бдительным, осознанным. Я счастлив».
- в противопоставление здесь же уму: “По мере того как он пребывает в созерцании феноменов в феноменах, в нём, основываясь на феноменах, возникает либо возбуждение в теле, либо вялость в уме, либо его ум отвлекается вовне”.
В то же время термин “суженный” имеет и положительное значение (ДН2): “… Собранную мысль [saṅkhittaṃ vā cittaṃ] он постигает как собранную мысль”. Здесь под суженностью понимается просто не-разбросанность ума.
Здесь Аналайо биккху проводит любопытные пояснения в отношении узкого и широкого ума в свете практики сатипаттханы:
“Разновидность состояния ума, в котором памятование функционирует хорошо, может характеризоваться определенной степенью широты в отличие от узкого фокуса. Именно эта широта позволяет уму наладить необходимую связь между информацией, получаемой в данный момент, и информацией, припоминаемой из прошлого. Данное качество становится очевидным в тех случаях, когда пытаются вспомнить определенный случай или событие, но чем больше напрягают ум, тем труднее получается вспомнить. Однако если этот вопрос откладывают на некоторое время в сторону и ум остается в состоянии расслабленной восприимчивости, то информация, которую пытались вспомнить, тут же всплывает в уме.
Предположение, что состояние ума, в котором сати хорошо установлено, может характеризоваться как имеющее «широту» вместо узкого фокуса, находит поддержку в некоторых суттах, где отсутствие сати соотносится с «узким» состоянием ума, тогда как его присутствие ведет к широкому и даже "безграничному" состоянию ума (appamāṇacetasa). Опираясь на этот нюанс «широты ума», сати может быть понято как представляющее собой способность одновременного поддержания в своем уме различных элементов и аспектов определенной ситуации. Это может быть применимо к способности памятования и к осознаванию данного момента”.
Очевидно, чтобы установить такую восприимчивость ума, помехи должны быть значительно ослаблены. Это все становится очевидным, если учесть тот факт, что ум во время практики должен быть многофакторным, тут должны быть – осознанность, памятование, намерение, правильное усилие, бдительность. Узкий ум просто не способен быть столь многофакторным, это ум в котором помехи препятствуют широте восприятия. Таким образом, широкий, не-суженный ум - это ум с ослабленными пятью помехами, с устойчивым качественным сати, и потому являющийся восприимчивым в самом широком аспекте, настроенный на многофакторность.
Это, кстати, наводит на мысль, почему во времена Будды практики были не чета нашим. В те времена, когда письменности и интернета не было, приходилось держать в уме немыслимые для нас объемы систематизированной информации. Как бы это было возможным, если бы ум не был весьма натренирован в сати, в не-суженности? Полагаю, что сами условия бытия, подобные этим, и обуславливали достижения более высоких качеств ума. В наше время, когда большой проблемой является заучить стихотворение из-за рассеянности ума, этот момент создает дополнительные трудности.
У Тханиссаро биккху есть альтернативный вариант объяснения не-суженного ума, как расширенного не качественно, а количественно, т.е. физически:
“Пусть доброжелательные мысли будут сначала направлены на вас самих... А теперь распространите доброжелательность на других людей... Затем распространяйте эти мысли на все более широкие сферы...
Когда вы чувствуете, что дыхание стало удобным, вы можете начать исследовать его в других областях тела. Если просто придерживаться узкого диапазона удобного дыхания, то можно задремать. Поэтому намеренно расширьте свое осознание. Для того, чтобы начать сосредоточивать внимание, хорошо подходит область пупка... Затем переведите свое осознание направо, в нижний правый угол вашего живота, и выполните там те же три шага: 1) найдите место этой выбранной части тела в своем осознании; 2) заметьте, как она ощущается, когда вы вдыхаете, как она ощущается, когда вы выдыхаете; 3) если вы ощущаете какое-то напряжение или закрепощенность в дыхании, просто позвольте ему расслабиться... Теперь переведите свое осознание налево, в нижний левый угол вашего живота, и проделайте там те же три шага… Теперь переведите свое осознание вверх к солнечному сплетению... а затем направо, к правому боку... к левому боку... к середине груди... Через некоторое время перейдите выше к основанию горла... а затем к центру головы… Начав оттуда, вы можете постепенно перевести свое внимание вниз по спине, по ногам, до кончиков пальцев ног, до промежутков между пальцами ног…
Затем позвольте своему вниманию вернуться в любое место в теле, где оно оказывается наиболее естественно успокоенным и собранным. Просто позвольте своему вниманию оставаться там, слившись с дыханием. Одновременно позвольте диапазону своего внимания расшириться, так чтобы оно наполняло все тело, как свет свечи в центре комнаты: пламя свечи находится в одном месте, но оно наполняет всю комнату. Или как паук на паутине: паук находится в одном месте, но он знает всю паутину. Постарайтесь сохранять такой широкий диапазон сознания. Вы обнаружите, что он склонен сужаться, как надувной шарик с дырочкой, поэтому все время расширяйте его диапазон, думая: "Все тело, все тело, дыхание во всем теле, от темени до кончиков пальцев". Представляйте, как дыхательная энергия входит и выходит из тела через все поры. Обратите особое внимание на то, чтобы как можно дольше сохранять это сосредоточенное, расширенное осознание. Больше сейчас ни о чем не нужно думать, никуда не надо идти, ничего не надо делать. Просто сохраняйте это сосредоточенное расширенное осознание настоящего...”.
Однако, здесь похоже имеет место подмена терминов. Судя по описанию, как физическое расширение ума, это скорее подходит под определение увеличенного ума (mahaggataṃ vā cittaṃ) и безмерного (appamāṇaṃ), а не широкого (asaṅkhittaṃ vā cittaṃ), т.е. ума, предназначенного для развития брахмавихар или джхан, в то время как не-суженный ум относится к уму с ослабленными помехами.
Вот как описываются безмерный и увеличенный ум (МН127):
“Что такое, домохозяин, безмерное [appamāṇaṃ] освобождение ума? Вот монах пребывает, наполняя первую сторону света умом, насыщенным доброжелательностью... состраданием… сорадованием… невозмутимостью, равно как и вторую сторону, третью сторону, и четвёртую сторону…
И что такое, домохозяин, возвышенное [mahaggataṃ] освобождение ума? Вот монах пребывает настроенным на область размером с подножье одного дерева, распространяя в этой области ум как возвышенный…”.
Моя страница в фейсбуке - facebook.com/ivan.kittisaro