Vick писал(а):На мой взгляд, Далай Лама не только, скажем так, духовный лидер тибетского буддизма,но и политик тоже. И, как политик, и как мудрыйчеловек, он весьма осторожен и старается стоять над различиями в школах. Мягко критикует совсем уж одиозные направления, типа Бон. .
Это известная политика. Называется инклюзивизм. В Индии так разные школы пытались друг друга поглотить. В итоге выиграл индуизм (особенно в виде адвайты), который поглотил и буддизм и брахманизм. Буддизм, как вы знаете, объявлен частным случаем индуизма, а Будда - девятым аватаром Вишну.
Тоже самое делает и тибетский буддизм: пытается встать "над". Объявив все остальные школы - частными случаями.
Подобным делом пытаются и католики заниматься, "объединяя" остальных христиан. Т.е. все равны, но под эгидой Папы Римского. Также и Далай-лама пытается искать общее, но чтобы в итоге он был буддийским папой.
А по мне так на двух стульях не усидеть. Тут или шашечки - или ехать. Ты или монах и религиозный лидер, либо политик.
И еще, я не помню,чтобы он коггда-либо как-либо критиковал Тхераваду. И он безусловно признает тот Канон, который влется основой Тхеравады. И да, в этом смысле - он тхеравадин тоже
Просто навскидку из его "Буддизм Тибета". Чтобы видно было на какое место он ставит тхераваду:
Далай-лама писал(а):Хинаяна ("малая колесница")
Достичь как того, так и другого освобождения можно лишь следуя пути. Есть пути обыкновенных существ — и пути Высших. Вторые это пути истинные. Среди последователей хинаяны различаются слушающие (шраваки) и единолично-пробуждённые (пратьекабудды). У тех и других имеется по пять путей, что вместе составляет десять путей хинаяны.
Хотя слушающие — ниже, а единолично-пробужденные — выше, основа у них одна. И те и другие следуют учению пути хинаяны, которое служит методом лишь индивидуального освобождения от круговорота бытия. Кратко говоря, они берут за основу свод этических правил в сочетании с твердым намерением выйти из круговорота бытия и на основе этого вырабатывают единство безмятежности (шаматха) и особого постижения (випашьяна), устремлённого к пустоте. Тем самым они избавляются от скверн и от их семян, так что скверны не могут произрасти вновь. Действуя так, они достигают освобождения.
И слушающие, и единолично-пробужденные должны последовательно пройти пять путей: путь накопления, применения, видения, медитации и не-учения-более. Тот, кто идет этими путями, называется последователем хинаяны.
Махаяна ("большая колесница")
Последователи махаяны прежде всего стремятся достичь состояния Будды, неотстраненной нирваны, высшего освобождения — ради [спасения] других. В соответствии с этим устремлением к высшему просветлению ради блага всех живых существ, они практикуют те же самые пути, что и в хинаяне. Однако эти пути более возвышенны и действенны из-за иных движущих мотивов. К тому же эти пути дополняются специальными методами, основные из которых — шесть совершенствований и четыре способа обращения учеников. Опираясь на них, последователи махаяны полностью и навсегда преодолевают не только препятствия скверн, но и препятствия на пути к всеведению. Когда оба типа препятствий преодолены, достигается состояние Будды.
В махаяне также имеется пять путей: путь накопления, применения, видения, медитации и не-учения-более. Хотя они называются так же, как пути хинаяны, в действительности между ними огромная разница. Кратко говоря, разница между двумя колесницами, хинаяной и махаяной, кроется в их исходных мотивах; оттого возникли расхождения и в основной структуре путей, и особенно в их методах или приемах. Оттого, в свою очередь, и результаты их в значительной мере отличаются друг от друга, как низшее от высшего.
Когда последователи хинаяны обретают плод своих усилий, останавливаются ли они на этом? Или же они переходят к махаяне?
Совершенно ясно, что в конце концов они переходят к махаяне. Поскольку их освобождение — это еще не конечное достижение, они не удовлетворяются им, но постепенно устремляются к конечному достижению, идут его путями и становятся Буддами.
т.е. вот так запросто говорит о том, что тхеравадинские достижения не истинные.
И это вы называете не критикует тхераваду?